Народное искусство. Сентябрь в Петербурге – солнце, дождь и театры

The Epoch Times25.09.2012 Обновлено: 06.09.2021 14:12

Петербург раздумывает, нужен ли ему председатель комитета по культуре, ищет подходящую личность. Культура и искусство вечны и сами по себе идут в народ. Рядом с классическим искусством живет разнообразное искусство улиц.

Усатый фантазер в петербургском дворе. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Усатый фантазер в петербургском дворе. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Ярмарка идей. Откуда прибыл цирк?

Человек изначально, чтобы выжить, смотрел в землю в поисках пропитания. Постепенно начал подниматься, но, по большей части, так и остался в земных проблемах. Боги увидели эту ситуацию и дали некоторым людям творческие способности. Эти люди, в свою очередь, начали творить произведения искусства, чтобы человеку стало интересно приподнять голову, увидеть как прекрасен мир и захотеть посмотреть за горизонт, на небо и звезды и устремиться ввысь, то есть, совершенствоваться.

Искусство, может быть, началось с пещерных рисунков, ритуальных песен и движений-танцев. Потом появились люди, которые, бродя от селения к селению, стали развлекать жителей. Так родился цирк.

Этот древнейший вид искусства широко популярен и сегодня. Старейшее подобное учреждение России – петербургский цирк Чинезелли, принял в сентябре 2-й Международный фестиваль цирковой режиссуры «Ярмарка идей». Директор цирка Г. Гапонов, назвал фестиваль «стимулом, импульсом, чтобы этот вид искусства отвечал запросам времени». Участие в фестивале-конкурсе приняли более 200 режиссеров, артистов, художников циркового искусства со всего мира. «Росгосцирк», под чьим патронажем проводится фестиваль, сегодня это более 70 разных цирков, в которых занято 7000 человек и 2000 животных 140 видов.

Режиссеры и артисты учатся друг у друга. Казалось бы, цирк он и есть цирк, отличие в мастерстве. Однако специалисты их различают: русский цирк отличается торжеством молодости и артистизмом, французский также живет династиями, но, скорее, философичен. Канадцы знамениты школой циркового мастерства, куда съезжаются ученики всего мира.

«Ярмарка идей» в этом году не только порадовала зрителей спектаклями, объединившими артистов цирков мира и 17 режиссеров, но пригласила на мастер-классы, приоткрыв свои тайны. Увлекательно было познакомиться с волшебниками мистификации в классе известной студии «Dемиург». Знаменитый французский художник по свету Антонио де Карвальо делился своими приемами. Мастер-класс по математике жонглирования организовали специалисты французской группы «Летающие объекты», которая также проводит исследования в области математики и различных технологий манипуляции объектами.

Режиссер нового поколения Руслан Ганеев считает, что искусство цирка учит и воспитывает. «В каждом трюке заложен свой смысл. Цирк – одно из самых живых искусств, это дерево, которое живет. Он реагирует на происходящее вокруг», — считает Ганеев. Режиссер старается так построить спектакль, чтобы зритель не только ушел в приподнятом настроении, как ребенок, но унес с собой «новую мысль, позитивное мышление, желание изменить себя». Поэтому его цель сделать цирк интересным не только для детей, но и для их родителей. То есть, создать семейный цирк, где «просто каждый видит своё».

Для артистов цирка такие встречи – «это счастье общения, поиск вдохновения», для режиссеров – обмен опытом, для зрителей – возможность увидеть новое. Все номера, показанные на первом фестивале, вошли в программы цирков других стран.

Арт Проспект во дворе

Петербургские дворы – уникальное явление. Это крошечные дворы-колодцы, куда даже нет входа; это огромные зеленые территории с детскими площадками, фонтанами, изящными коваными решетками; это дворы-пассажи, которые ведут с улицы на улицу.

Таковы дворы Литейного проспекта, одной из старейших улиц в центре города. На несколько дней сентября, впервые в своей истории, они превратились в сценические площадки Международного Public Art фестиваля. С ним искусство площадей, веселый бурлеск пришли в обычные дворы жилых домов, куда выглядывают десятки зашторенных окон — Мой дом – моя крепость!. Не тут-то было! По дворам «ходила» на палках-ходулях большая собака из папье-маше и заглядывала в окна второго этажа. Хозяева удивлялись, возмущались, хохотали…, как и зрители, сопровождавшие шествие.

Пустые ниши и глухие окна подворотен заполнили зеркальные мозаики, лица дворников Литейного проспекта запечатлены художницей, цитаты Гоголя мистически появлялись на асфальте дворов и исчезали под ногами прохожих. Двор вдруг наполнялся шумом морского прибоя: удивительно и страшновато. Художница Шерил Оринг придумала свой интерактивный перформанс, прохожим предлагалось ответить на вопрос «Чему Россия может научить остальной мир». Желающих ответить было много. Две элегантные, как стюардессы, студентки бойко распечатывали на старых пишущих машинках ответы. Чаще всего звучали слова: может научить долготерпимости, терпению, доброте, хлебосольству. «Не доходить до крайностей». «Через красоту искусства научить любить все вокруг, тогда проблемы уйдут». Иностранные гости видят нас по-иному. Джулия (США): «Страна множества мечтаний и политических проблем, но они тоже фантазии. Россия может научить мир этим фантазиям». Стивен Лабенски (США): «В отличие от других стран у русских долгая память, они хранят память своей истории. История у России большая, учимся у неё учиться на своей истории»

Организаторы фестиваля «Арт Проспект» считают, что подобные действия «играют важнейшую роль в формировании городского пространства и открывают возможности для сотрудничества между художниками из самых разных культур».

В этом фестивале приняли участие девятнадцать американских русских художников, разделяющих стремление представить искусство в необычных пространствах, чтобы охватить как можно более разнообразную публику. Простые жители дворов открывают новые грани привычной городской реальности. Художники не только активно «работали на улице», но прочитали лекции и провели мастер-классы.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА