Новые бароны Бордо

The Epoch Times11.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:26
Глубоко в сельской местности Бордо, в поместье Grand Moueys, на площади в 170 га раскинулись виноградники и леса, среди которых находится замок в неоготическом стиле с башенками и зубчатыми стенами, напоминающий средние века, времена рыцарей и баллад.
Фотография, сделанная 9 декабря 2011 г., показывает замок Branda и виноградники, которые были куплены китайскими инвесторами. Фото: Jean-Pierre Muller/AFP/Getty Images
Фотография, сделанная 9 декабря 2011 г., показывает замок Branda и виноградники, которые были куплены китайскими инвесторами. Фото: Jean-Pierre Muller/AFP/Getty Images

Новый владелец поместья, 49-летний китайский предприниматель Чжан Цзинь Шань, сидя в благородной старинной гостиной, обдумывает, как восстановить виноградник. Глобализация экономики создала серьёзные проблемы для французской винной промышленности. Издавна уверенные в высоком качестве своих вин, французские виноделы теперь вынуждены конкурировать с торговцами недорогих вин из Нового света, и требования к качеству товара сильно снизилось на выхолощенных экономией развитых рынках.

Я спрашиваю Чжана, как ему понравилась французская кухня. «Хай син, — отвечает он, пожимая плечами, что по-китайски означает самое слабое одобрение. — Я к ней привык».

Элин Монью, с давних времён управляющий замка, оскорблённо поджимает губы. Чжан не обращает на него внимания и заводит разговор о роскошном китайском ресторане на 50 мест, главном предмете элитного отеля, и релаксационно-оздоровительном комплексе, который он планирует здесь разместить.

Я спрашиваю, не лучше ли в замке устроить французский ресторан? «Нет, — отвечает он решительно. — Во Франции много французских ресторанов, но очень мало китайских. Гостями в моём отеле, главным образом, будут китайцы, и тот факт, что они смогут найти здесь хорошую еду, будет для них заманчивым».

«Но, возможно, они захотят попробовать французскую еду?» — прерывает его Монью. «Пожалуйста, позвольте г-ну Чжану сначала поговорить с журналистом и задайте ваши вопросы позже», — обрывает его Софи, китаянка, которая служит французским переводчиком Чжана.

Столкновение культур очевидно, приводя в большее негодование всю Европу от возрастающего влияния Китая и его инвестиций в экономически неустойчивый континент. С одной стороны, Европа приветствует китайцев, приезжающих для спасения бедствующего имущества, но инвесторы сосредоточены на получении прибыли.

Китайские потребители неизбежно оказывают влияние на тенденции во вкусе, на развитие — и это не всегда нравится местным жителям.

Рост инвестиций

Китайские инвестиции в Европу всё ещё небольшие, но возрастают в усиленном темпе. В 2011 г. китайцы инвестировали $10 миллиардов в поражённый кризисом регион, утроив вложения, сделанные годом ранее, согласно исследованию консультантов по экономике Rhodium Group и китайского банка CICC.

Китайские инвесторы, среди прочих приобретений, покупали автомобильные компании, компании по производству солнечных батарей и химические заводы, побудив Европейский совет по международным отношениям опубликовать отчёт под названием «Схватка за Европу», проводя параллели между европейской колонизацией Африки в XIX столетии и настоящей деятельностью Китая в Европе.

Хотя такие высказывания могут быть претенциозными, высокий спрос на вино в Китае, а также отличная репутация, которой обладают вина Бордо, сделали владение в этой местности виноградником весьма привлекательным предложением.

Китай не является страной, традиционно пьющей вино. Однако в 2011 г. она превзошла Соединённое Королевство, став пятым по объёму крупнейшим потребителем вина, согласно International Wine and Spirits Research group. Винный рынок материка возрастал больше чем на 20% каждый год, начиная с 2006 г., и приблизительно 20% экспорта вин из Бордо теперь предназначено для Китая.

Покупки китайцами земли в Бордо начались в 2008 г., когда торговая компания из Циндао купила замок Latour Laguens с виноградником в 30 га. К 2011 г. более престижные поместья, такие, как замок Laulan Ducos, с виноградниками сорта Cru Bourgeois, начали переходить в китайские руки. Другим существенным приобретением в 2011 г. стала покупка за 10 миллионов евро, на основании чего COFCO, государственный гигант по производству масла и пищи, стал принадлежать владельцу замка Viaud.

Во время Bordeaux en primeur (вино, недавно произведённое и ставшее доступным), опробованного в 2011 г., тысячи виноделов со всего мира поехали в регион, чтобы оценить предложения года, владельцы поместий составили отчёты о вине на трёх языках — французском, английском и китайском. Бордоские виноделы также недавно издали книгу рецептов, сочетающих вина с китайскими блюдами, предлагающую например, Saint-Emillon для свинячьих ножек.

Смешение культур

Когда ранее в этом году Чжан купил замок du Grand Moueys, он прозябал на рынке в течение пяти лет. Предыдущие владельцы, аристократическая семья Bomer из Германии, были в затруднительных поисках покупателя на замок за 12 миллионов евро. Хотя окончательная цена не раскрывается, французские сотрудники Чжана говорят, что он заплатил «справедливую цену».

Карин Лемэтр, винодел поместья Chateau du Grand Moueys, отвечающий за винное производство, взволнован возможностями инвестиций Чжана. Но хотя Лемэтр стремится к экспериментам, она признаёт проблемы иностранной собственности. Крупнейшая из них — невозможность общаться непосредственно с Чжаном. Единственное французское слово, которое он может произнести, является едва узнаваемое восторженное «Oui!» (Да). Многое теряется при переводе; местный персонал жалуется на лингвистические способности его переводчика, и в результате решения задерживаются.

Чжан, вероятно, недавно попал в мир французских вин, но он неплохо знаком с напитками. Как глава группы Ningxiahong, его китайский императорский напиток — из ягоды годжи (заманиха или дереза обыкновенная). У годжи, маленькой красной ягоды, есть долгая история лекарственного использования в Китае. Ningxiahong производит 30 миллионов бутылок алкоголя годжи ежегодно.

Как многие китайские предприниматели его поколения, он сделал себя сам. Он родился в 1963 г., за несколько лет до начала «Культурной революции», в неприметном городке в одной из самых бедных областей Китая, Нинся. Его мать обрабатывала землю, в то время как его отец работал на местной железной дороге.

Чжан не учился в университете. Вместо этого, с техническим дипломом он в 1983 г. получил работу бухгалтера на государственном предприятии. К 1996 г. он поднялся до управления фабрикой baijiu и созданию популярного китайского спирта. В 2000 г. он купил Ningxiahong, компанию, занимающуюся недвижимым имуществом, печатью, поставке продуктов и путешествиями, в дополнение к годжи-бизнесу.

Чжан использовал возможности, которые принесли перемены. Он с пренебрежением относится к вину, произведённому в поместье du Grand Moueys: качество посредственное, упаковка «низшего класса». Парижский дизайнер был принуждён модернизировать бутылки, добавляя красные пробки и золотую надпись.

Лемэтр отмечает, что подобные модернизации в стадии реализации и в других поместьях региона, принадлежащих китайцам: «Существует некоторый вид повального увлечения. Все хотят определённый вид упаковки и имеют одинаковые планы. Купите виноградник с хорошим замком, установите новые опоры освещения, делающие его сказочным уголком и откройте отель в поместье, а всё произведённое вино отправляйте в Китай».

Приобретения китайцами французских виноградников до сих пор ограничивались небольшими или средними поместьями. Огромный Grand Cru, самая престижная из классификаций вин, ускользнул от инвесторов с материка. Вкладывая инвестиции на перспективу, только около 20 поместий из примерно 9000 в Бордо находятся во владении китайцев.

Но Чжан мечтает о большем и имеет планы приобрести бренд Grand Cru «как замок Lafite» в течение следующего десятилетия. «Когда я был ребёнком, я не мог даже мечтать о поездке в такой город, как Пекин, — посмеивается он. Чжан показывает рукой на окрестности замка. — Всё это заставляет меня ощущать себя принцем».

Ещё неясно, насколько будут выгодны эти китайские инвестиции в дальнейшем. Не считаясь ни с чем, красные с золотом бутылки, роскошные китайские рестораны в сельской местности и миллионы бутылок французского вина, потребляемого китайцами за ужином куриными ножками à la mode, будут вынуждены преобразовать священный французский пейзаж Бордо также, как его торговые состояния.

Паллави Айяр — индийский журналист и автор кроссворда Vodafone, получившая премию за книгу «Дым и отражение: Опыт Китая». С разрешения YaleGlobal Онлайн. Copyright © 2012, Йельский центр по исследованию глобализации Йельского университета.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА