Камни сновидений: что рисуют горы

логотип Epoch times
Камни сновидений: что рисуют горы

Для жителей префектуры Дали на юго-западе Китая идея о том, что горы могут рисовать, не нова. На протяжении тысячелетий они добывали мрамор, а умелые мастера разрезали камень, чтобы выявить изображения, созданные за миллиарды лет геологической активности.

Прожилки минеральных отложений на «камнях сновидений», отполированные и оформленные, изображают сцены, которые выглядят, как пейзажи, морские виды, леса, люди и животные, а художественные стили, которые они напоминают, варьируются от манеры письма династии Сун до абстракционизма.

Источником этого необычного мрамора являются горы Цаншань, окружающие древний город Дали провинции Юньнань.

Именно во время поездки в Дали 15 лет назад в поисках бронзы дилер и исследователь антиквариата Майкл Теллер наткнулся на камень сновидений. Несмотря на то, что Теллер занимался антиквариатом в течение десятилетий, он никогда раньше не слышал о «камнях сновидений», пока не увидел такой камень в доме одного пожилого китайца.

«Он был прислонён к стене в этой кладовой сокровищ произведений искусства, — вспоминает Теллер. — Я принял его за картину и сказал хозяину: “Какая прекрасная картина!”. А тот по-настоящему расстроился и начал объяснять мне, что это “камень сновидений”».

Теллер узнал, что «камни сновидений» были в большом почёте и пользовались спросом у членов королевской семьи, аристократов и образованных людей со времён династии Тан. Согласно летописям династии Сун, императоры ценили их выше драгоценных камней и золота и даже требовали в качестве дани. На самом деле, далийский мрамор настолько почитался в древнем Китае, что слово «мрамор» по-китайски звучит «дали».

Увидев «камень сновидений», выдающийся географ и учёный, живший во времена династии Мин, Сюй Сяке сказал знаменитые слова, что «все художественные галереи, в которых не выставляются камни сновидений, должны быть закрыты, потому что никакой другой вид искусства не может сравниться в отображении сущности природы».

Несмотря на свой высокий статус в истории, «камни сновидений» были почти неизвестны в XX веке вследствие систематического разрушения традиционного искусства во время правления Мао и при коммунистическом режиме.

«Этот вид искусства потерян для последней пары поколений, — говорит Теллер. — Но они не почувствовали утраты, поскольку даже не знали о существовании такого искусства».

Несмотря на попытку компартии Китая вытравить из памяти народа традиционные искусства, 150 семей байского национального меньшинства внутри и в окрестностях старого города Дали упорно продолжают хранить традиции добычи, коллекционирования и оценки камней.

В настоящее время небольшая группа коллекционеров как в Китае, так и на Западе, начала возрождать и оценивать художественную ценность камней и тот редкий талант, который требуется, чтобы безошибочно угадать спрятанную в камне картину.

Загадочная связь

Мрамор повсюду. В Дали небольшие мраморные поделки очень популярны у туристов. Тем не менее, сложно найти камни, которые могут стать шедеврами искусства, а ещё сложнее раскрыть их.

По оценке Теллера, только 12 признанных ныне живущих мастеров обладают способностью интуитивно почувствовать, где и что добывать, и как выявить заключённое внутри камня произведение искусства.

«Невозможно найти такую же цветовую гамму и такой же рисунок, перебравшись на другую сторону горы или даже сделав 50 шагов в сторону», — говорит Теллер.

Камни имеют врождённую связь с местами, где они были найдены. Часто камень, подобранный в лесистой зоне, изображает бамбуковую рощу; горный камень изображает окутанную туманом вершину горы. Никто не знает, почему это так, и эта загадка является частью притягательности «камней сновидений».

Только мастер обладает интуицией, шестым чувством или опытом — как это ни назови, которые подсказывают ему, как резать камень под нужным углом и положением, с точностью до 1/16 дюйма, чтобы раскрыть картину, имеющую художественную ценность.

В галерее Теллера в центре Манхэттена выставлен небольшой валун, который изображает вершины гор в оттенках ржавчин, однако он остаётся не отполированным и необработанным. Если посмотреть на него со стороны, можно представить, что если бы мастер вырезал на долю дюйма дальше, то картина выглядела бы совсем иначе, а, может быть, и вовсе не впечатляла.

«Он мог бы получить красивую плитку для пола», — пошутил Теллер.

Оценка и коллекционирование

Число коллекционеров «камней сновидений» растёт, утверждает Теллер, который проводил выставку, где было представлено 175 камней, и 150 из них были проданы. Почти никто из покупателей не слышал и «камнях сновидений» раньше, но все они были очарованы их красотой и внутренней притягательностью.

«Коллекционеры “камней сновидений”, похоже, не относятся к какой-нибудь определённой демографической группе, — отмечает Теллер. Среди покупателей были люди всех возрастов, культурной среды, уровня образования и финансового положения. — Одна молодая пара приобрела небольшой камень в кредит, а один миллионер приобрёл сразу 40 камней».

Цены на камни колебались от $950 до $50 000.

Растущий интерес к этому виду искусства вызвал настоятельную потребность в органе надзора, выступающем в качестве защитника коллекционеров. В Китае есть мастера-резчики по камню, работающие с мрамором, но это не мастера по раскрытию «камней сновидений».

Непосвящённым легко попасть в ловушку непомерных цен за камень, с которым произвели манипуляции. Даже если камень получил одобрение местной ассоциации, в лучшем случае он может оказаться нестоящим экземпляром, в худшем варианте — подделкой.

Чтобы способствовать развитию этого редкого вида искусства и сохранить его чистоту, Теллер и несколько специалистов по камням учредили Международную Ассоциацию по «камням сновидений» Дали (I.D.D.A.).

До учреждения I.D.D.A. в Китае существовали несколько местных обществ коллекционеров камней, однако не было международной организации, защищающей права мастеров и коллекционеров. После того, как, по сведениям I.D.D.A., один камень был продан в Китае за $250 000, создание ассоциации стало крайне необходимой.

Путём голосования члены ассоциации классифицируют, сортируют, оценивают и сертифицируют камни сновидений, беря за основу редкость камня в природной среде, соответствие раскрытой картины художественным принципам, качество работы мастера.

Даже при такой попытке стандартизации вкусы в отношении камней остаются очень личными.

«Несколько человек могут разглядывать камень сновидений, и у всех будет одинаковая внутренняя реакция, но каждый увидит в нём что-то совершенно отличающееся», — отметил Теллер.

Версия на английском

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Вас также может заинтересовать:

  • В городе Пятигорске в третий раз открылась Международная художественная выставка
  • «Там есть ангел». О выставке картин в Нижнем Новгороде
  • День единства отпраздновали в Германии
  • В Нью-Йорке пройдёт выставка рисунков Джона Леннона
  • Растаявшая зима
  • Комментарии:
  • Рекомендуем