300-летие Фонтанного дома. История семьи в произведениях искусства

Автор: 18.10.2012 Обновлено: 06.09.2021 14:13

Портрет Прасковьи Шереметевой. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Портрет Прасковьи Шереметевой. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Ольга Ходякова. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Ольга Ходякова. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Усадьбе графов Шереметевых, что на берегу реки Фонтанки, а сегодня в самом центре Петербурга, 300 лет. Во дворце Шереметевых, иначе именуемом – Фонтанный дом, где всегда обитали музы, открылась выставка «Фонтанный дом. Встреча через 300 лет…».

Фонтанный дом

Река Фонтанка почти до конца XVIII века служила южной границей новой столицы России. Её правый (дальний) берег был разбит на участки, которые даровались самым именитым людям, где они строили свои роскошные загородные усадьбы. Первый фельдмаршал России, сподвижник Петра I Борис Шереметев, боярин, ставший первым графом, основал здесь родовое имение в 1712 году, когда Петербург был провозглашён столицей. Шереметевы владели усадьбой до революции, то есть двести лет из поколения в поколение здесь жили потомки знаменитого военачальника. Сегодня они разбросаны по свету, но обещают навестить родовое гнездо в конце года, когда завершатся мероприятия 300-летнего юбилея.

История особняка и усадьбы характерна для советского периода: национализация, затем Музей дворянского быта до 1929 года, когда богатейшие коллекции Фонтанного дома разошлись по музеям страны. Затем Дом занимательной науки, НИИ Арктики и Антарктики и, наконец, в новые времена — это Музей музыки с богатейшей коллекцией музыкальных инструментов и регулярными концертами.

Хозяева Фонтанного дома были любителями искусства и меценатами. Здесь всегда звучала музыка, здесь «держали» хоровые капеллы, которые приезжали послушать и члены царской семьи, и именитые горожане, и многие люди искусства. Шереметевский дом — свидетель событий и тайн целых столетий. Невероятной для России той поры стала судьба одной из актрис крепостного театра графа Николая Шереметева в конце XVIII века Параши Ковалёвой-Жемчуговой. Прасковья Ивановна, прекрасная певица, стала супругой графа. Их сын Дмитрий, тонкий знаток искусства, приглашал к себе в дом творческих людей. Здесь Орест Кипренский написал теперь самый известный портрет А. Пушкина.

На грани XIX – XX веков дворец был местом встреч Императорского общества любителей древней письменности. Вновь его залы видели и слышали выдающихся исследователей русской старины.

Год 300-летия

Юбилейный год усадьбы наполнен событиями. В его начале прошла научная конференция. Искусствоведы, историки в своих исследованиях вспоминали об истории Фонтанного дома, как центре культуры и искусства, открывали ранее не известные страницы его истории. Писатель Алла Краско написала книгу об уникальном месте Петербурга: «Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Люди и события».

Выставку «Фонтанный дом. Встреча через 300 лет…», которая завершит сезон, её организаторы называют «главной выставкой юбилейного года». Она разместилась в нескольких залах дворца.

Хозяева Фонтанного дома пяти поколений приветливо глядят на посетителей из огромных рам живописных и миниатюрных графических портретов.

Заведующая сектором хранения музея Ольга Ходякова рассказывает об истории коллекций дворца и создании выставки. После закрытия Музея дворянского быта в 1929 году его экспонаты (предметы художественного убранства, быта, коллекции, архивы рода Шереметевых), а это 165 тыс. единиц хранения «разошлись» по музеям и архивам.

Открытию выставки предшествовал год напряженной подготовительной работы. 12 музеев, архивов, библиотек Петербурга, Москвы и провинциальных городов прислали для выставки свои раритеты. О. Ходякова называет уникальной эту щедрую поддержку музейного сообщества. Эти предметы впервые вернулись в свой дом, составив эпизоды 300-летней жизни графов Шереметевых.

К числу наиболее интересных экспонатов она отнесла предметы оружия из некогда старейшей и богатейшей коллекции Фонтанного дома, включающей трофейное оружие Северной войны, принадлежавшее фельдмаршалу Борису Шереметеву. Скульптурные произведения временно «вернул» для выставки Петергоф. К семейным реликвиям, безусловно, относятся иконы, находившиеся в домовой церкви, где пела знаменитая капелла. Представлены и личные вещи графини Прасковьи: вышитый ею каминный экран и её Молитвослов, прибывший погостить из Эрмитажа всего на две недели.

История усадьбы, ровесницы города, предстаёт, как из предметов искусства, так и из уникальных архивных документов и фотоматериалов на «ломостене». Это также уникальный современный способ фотоизображения в большом масштабе на стене. «Ломо» — это название завода в Петербурге, где производились популярные фотоаппараты Ломо-компакт. Эта фотоколлекция повествует о жизни Музея музыки сегодня.

Так распоряжается судьба: Шереметевская усадьба уже три века — центр искусств. В садовом флигеле жила Анна Ахматова, там теперь её мемориальный музей, в глубине участка — драматический театр «На Литейном».

____________________________________________________________________

Обычные буклетницы стойки могут стать хорошим украшением интерьера любого офиса. На них можно разместить не только рекламные материалы, но и любую нужную информацию как для посетителей, так и для работников фирм. Такие буклетницы стойки могут быть вращающимися или складными и использоваться как выставочное оборудование. Они прекрасно подходят для презентаций и размещения любой печатной продукции.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА