Молодой «Архипелаг Балтия». Банальность и оригинальность

The Epoch Times03.11.2012 Обновлено: 06.09.2021 14:13
«Заседание Гос.Думы». Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
«Заседание Гос.Думы». Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
«Заплыв».  Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
«Заплыв». Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
«Самолетный рай».  Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
«Самолетный рай». Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Молодой «Архипелаг Балтия». Банальность и оригинальность
Мир стремительно меняется. Сегодня Петербург уже не индустриальная столица. Крупные заводы и фабрики, построенные на века, служат иным целям: вокзал – торгово-развлекательный центр, знаменитая фабрика галош (если кто-то помнит, что это такое) – культурный центр, фабрика «Скороход» — театральный центр и т.д.

Так, следуя креативному зарубежному опыту ещё 50-х годов, бездействующие ныне фабрики превращаются в новые культурные пространства. Их называют Лофт, что значит в переводе – чердак, заброшенное помещение.

Открытие новых талантов

«Открыть новые таланты и дать им новый позитивный импульс», — так представил цель третьей Балтийской биеннале профессор Валерий Монахов на вернисаже выставки.

В центре Rizzordi Art Foundation, бывшем цехе пивзавода, хранящего сладковатый запах пива, на грани октября-ноября в третий раз открылась «Балтийская биеннале 2012». «Архипелаг Балтия» — так называется нынешняя биеннале, что отражает состав её молодых участников из разных стран вокруг Балтийского моря.

Этот долгосрочный проект организует факультет искусств Госуниверситета. Создание нового факультета искусств в главном университете Петербурга заложено «в традициях русского универсального образования и позволяет соединить два пространства: науку и образование», — говорит В. Монахов, считая, что «искусство – это способ почувствовать того, кто находится рядом».

«Архипелаг Балтия» — «это сумма проектов, которые представлены на разных городских площадках», — рассказывает профессор Татьяна Юрьева, инициатор и куратор биеннале. «Слово за молодыми», — так охарактеризовала профессор особенность выставок этого года, назвав произведения представителей творческих профессий, вступающих в жизнь, «интересным срезом современной культуры».

Обоюдное значение выставки для старшего и молодого поколений подчеркнул Валерий Монахов: «Фокус на молодых, чтобы понять, что будет дальше, заглянуть в будущее. [Молодым] это позволяет лучше понимать наш мир для гармоничного восприятия окружающего».

На выставочный конкурс было прислано 300 проектов из России и стран балтийского региона. В главном зале представлены работы россиян. Поражает разнообразие форм и материалов, которые используют молодые творцы для самовыражения: классические полотно и краски, видеоинсталляции, фотомонтажи, куклы, скотч, песок и камень, опавшие листья и… разбитые бутылки.

Выставочный объект заставляет чаще работать сознание, а не чувства. Каждый зритель вправе понять своё. Видимо, главное в этом искусстве разбудить дремлющее сознание. Не будь подписей, было бы трудно понять, что сотня разнообразных фигурок в классической раме представляет «Пленарное заседание в Госдуме» с подзаголовком – «Изменение в Думе налицо». Впечатляет масштабностью (трудно сказать, чем ещё) «полотно» Н. Васильева «Заплыв», выполненное цветным скотчем. Ж. Баранов показывает видеоинсталляцию «Масленица». На небольшом экране заснеженная деревенька и масляничные игрища, напоминают пейзажи Босха. Автор поясняет также: «Это как концепция для размышлений».

Этой цели отвечают и многочисленные презентации, обсуждения проектов, дискуссии и просто общение, происходившие в выставочном зале старого завода.

Одна из городских галерей приютила финских участников биеннале. Они представили видеоинсталяции, фотографии, мелкую пластику. «Самолётный рай» — подвешенные к потолку маленькие разноцветные самолетики автор называет энергетическими силами внутри и вокруг человека. Другой объект — «Звук ветра». На стене в черно-белом изображении беззвучно и загадочно шевелятся ветки и листья, долго. Возможно, для медитации?

Зрители оставляют свои разнообразные впечатления:

– Бред.

– Хочу это фото на телефон, надоели туристические фотографии.

– Нанотехнологии нашего времени. Рисунки похожи на рентген грудной клетки, а звуки на дыхание корабля. Созвучно с японской графикой.

Галерист профессионально пояснил эти удивительные вещи: «Для европейцев это уже банальность, а для нас оригинально».

Обыватель и профессионалы о понятии искусство

Искусство – неотъемлемая часть жизни человека. Скорее всего, творческие способности дарованы некоторым, чтобы они помогли остальным поднять голову и увидеть красоту неба и звёзд и посветлеть лицом и душой.

Палеоохотник изображал конкретные сцены охоты и, может быть, что-то нами незнаемое – своё общение с высшими силами, моля их помочь выжить. Позже художники стали прямо изображать богов, которые учат добру и справедливости, придавая им идеальный, человеческий образ. В эпоху, которую мы называем Средневековьем (между чем и чем середина?), художники изображали только Бога и сюжеты, связанные с верой, полные чистоты и отрешённости.

Пришла пора Возрождения. Возродили идею человека, как центра Вселенной, величайшего творения. Создали некий внешний идеал человека и сказали: «Человек – мерило всего» (!?). И вообразил он себя… Художник стал работать, творить для удовлетворения себя и заказчика.

Начали рождаться стили, стили, стили. Это назвали развитием искусства. Сегодня даже обыкновенный реализм не в моде, а утеря традиции – естественное явление. Художник, удовлетворяя свою неудовлетворенность и пребывая в поисках, рождает немыслимое разнообразие. Почему бы и нет?

Что же говорят профессионалы?

Иван Уралов – основатель факультета искусств, экс-главный художник Петербурга на вопрос, что такое искусство, отвечает: « Это попытка человека, данная ему, не его личное творение, в наибольшей степени приблизиться к творчеству. Надежда человека, что он не созерцатель, но творец. Это хорошая наивная игра».

«Современное искусство не совсем искусство. Это способ быть готовым к необычному, актуальному. Новые темы помогают несвободному человеку открыться к новому. Музей – мертвое пространство, его оживляет человек… Это развлечение. Музей и человек становятся партнёрами», — куратор выставки в особняке Кшесинской.

Татьяна Юрьева: «…как проба пера, чтобы определить путь, куда идти».

Тогда совсем понятно. Молодым должно быть интересно, они учатся жить. Современное искусство будит мысль. Пробудить людей к размышлению о собственной жизни. Разве плохо?

Правда… Никас Сафронов уничтожил одну свою картину, потому что увидел, что «её яд выливается на других». И ещё: золотое сечение 1,62 – божественная пропорция. Мозг инстинктивно распознаёт эти соотношения.

_____________________________________________________________________________________

Музей кукол «Галерея Анастасии Чижовой», представляющий уникальную коллекцию кукол Олины Вентцель, — это то место куда пойти с ребенком просто необходимо.
Кукла — произведение искусства, иллюстрирующее историю человечества в деталях. Композиции из кукол расскажут вам в миниатюре о жизни сказочных и реальных персонажей, героев и предателей, гениев и завистников. Фарфоровые куклы в этом удивительном мире будут также очень интересны взрослым.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА