Съезд в Пекине: Ху Цзиньтао разбил надежды на политические перемены в Китае

The Epoch Times09.11.2012 Обновлено: 06.09.2021 14:13
Вчера, 8 ноября, в Пекине начал свою работу XVIII съезд коммунистической партии Китая, к которому в ближайшие 7 дней будет приковано внимание всего мира. С первого же дня многие наблюдатели ощутили разочарование. Никаких перемен в политике власти КНР не планируют, а все озвученные в докладе уходящего генсека проблемы остались теми же, что и 10 лет назад, причём никакого конкретного плана их решения представлено не было.

Съезд в Пекине: Ху Цзиньтао разбил надежды на политические перемены в Китае

Съезд открылся в 9 часов утра в традиционно ярко-красного цвета зале и под революционную музыку.

В этот раз заявки на освещение съезда подали более 1700 иностранных журналистов, что стало беспрецедентным за всю историю подобных партийных мероприятий в Китае.

Первый день съезда, как всегда, ознаменовался докладом уходящего генсека Ху Цзиньтао о достижениях за 10 лет правления страной, ситуации в стране и установках его преемнику Си Цзиньпину.

Речь Ху заняла полтора часа. Однако свой доклад он прочитал не полностью, а только самое главное, как об этом позже сообщила партийная газета «Жэньмин жибао», не забыв подчеркнуть «мудрость» генсека и его «способность сосредотачиваться на самом главном и основном».

Политические реформы по-коммунистически

В последнее время в СМИ и среди наблюдателей часто поднимался вопрос о том, что имеют в виду китайские власти, когда говорят о «реформах политической системы». В свою очередь, специалисты осторожно предупреждали, что коммунистические руководители совсем не так представляют себе эти реформы, как жители демократических стран.

Ху Цзиньтао в своём докладе коснулся этого многоожидаемого вопроса. Он сказал, что необходимо повысить прозрачность и демократичность, но при этом подчеркнул, что руководящая роль компартии должна быть непременно сохранена.

Впрочем, об этом уже было известно за день до открытия съезда. 7 ноября на пресс-конференции в Пекине заместитель министра пропаганды КНР Цай Минчжао в защиту существующего в стране строя заявил: «Руководящая позиция коммунистической партии является выбором истории и народа».

«В общем, он [Ху Цзиньтао], на самом деле, против реформ. На поверхности он вроде поддерживает различные реформы — экономическую, политическую, в области защиты окружающей среды, но если проследить, что он сделал ради этого за время своего правления, получается совсем другая картина», — говорит Чен Ган, руководящий сотрудник Гонконгского исследовательского центра медиа-технологий.

Китайский политолог Чэн Цзымин в интервью немецкому радио Deutsche Welle сказал, что доклад Ху Цзиньтао похож на «заявление о защите от политических реформ», потому что «не видно даже незначительных прорывов».

Кризис партии

Ху Цзиньтао признал, что в настоящее время партия стоит на пороге кризиса.

«Нанести удар по коррупции и быть образцом политической честности — это серьёзная политическая проблема, которая в крайней степени беспокоит народ… Если мы не сможем решить эту проблему, то в будущем подтвердится, что она является смертоносной. Она приведёт к гибели партии и страны. Мы непременно должны неустанно прилагать усилия для нанесения удара по коррупции», — цитирует слова Ху издание Associated Press.

Китайский генсек также признал, что коррупция и ухудшение экологии в стране вызывают возмущение, в результате чего партия теряет поддержку народа.

Но кроме борьбы с коррупцией Ху подчеркнул и необходимость подавления растущих с каждым днём народных волнений, чтобы партия непременно сохранила свою власть, пишет агентство «Рейтер».

Журналист AP рассказал случай, свидетелем которого он стал. На площади Тяньаньмэнь возле Дома народных собраний средних лет китаянка швырнула в воздух разорванную в клочья газету и громко крикнула: «Бандиты и разбойники». Такими словами китайские граждане часто называют местных чиновников. Женщину сразу же схватили сотрудники безопасности и увели.

Куда же пойдёт Китай?

Этот вопрос, пожалуй, пока так и остаётся без ясного ответа. В своей речи китайский генсек сказал только о том, по какому пути Китай не пойдёт.

«Мы абсолютно не будем перенимать западную политическую систему», «Мы не пойдём по старому пути блокирования и закостенения, и также не пойдём порочным/злобным путём смены флага», — объявил генсек.

Цзинь Чжун, главный редактор гонконгского журнала «Кайфан», назвал доклад Ху Цзиньтао «очень консервативным»: «В нём [докладе] нет ничего конкретного о политических реформах».

Однако признав, что в стране существует множество серьёзных проблем, для решения которых старые методы уже не годятся, а также необходимость реформ, Ху так ничего и не сказал о том, какие же перемены произойдут в Китае и как партия намерена решать эти проблемы.

По поводу будущего направления главный коммунист страны сказал только: «Мы будем твёрдо и неизменно высоко нести великий флаг социализма с китайской спецификой», чем напрочь разбил надежды многих людей на так необходимые стране коренные перемены.

Послушав доклад Ху Цзиньтао, «обнаруживаешь, что мы имеем дело с представителем «элиты», прилетевшем с другой планеты», — сказал в интервью британской The Guardian канадский профессор, специалист по китайской политике Кэрри Браун.

Китайские интернет-активисты, которые и без того изначально не надеялись на серьёзные перемены в стране, всё равно ощутили разочарование, так как, судя по содержанию доклада генсека, даже небольших перемен в стране не предвидится.

Старые девизы

В своём докладе Ху Цзиньтао подчеркнул необходимость строительства сильной социалистической державы, повышения уровня нравственности народа, обогащения духовной и культурной жизни людей, усиления «единой силы» и конкурентоспособности.

Китайские пользователи Сети шутят, говоря, что в этом докладе новым было только то, что Ху не прочитал его до конца, как это делали всего его предшественники.

Политолог Чэн Цзымин сказал, что в своём докладе Ху, в основном, отразил те же принципы и концепции, которые были отражены на предыдущем, XVII съезде компартии 10 лет назад.

«Он всего лишь добавил накопившиеся в стране социальные противоречия, о которых уже просто нельзя молчать и которые он передал по наследству будущим руководителям Си Цзиньпину и Ли Кэцяну», — говорит Чэнь.

Несмотря на то, что экономика и общество Китая с помощью торговли и Интернета постепенно внедряются в мировое сообщество, китайские партийные руководители всё ещё живут в другом веке. Многочисленные члены партии являются выходцами из разных слоёв общества, и создаётся впечатление, что они в целом действительно представляют всё общество. Однако фактически все решения за закрытыми дверями принимают чуть более десяти самых влиятельных боссов страны, пишет AP.

«Именно однопартийная диктатура компартии является корнем всех социальных проблем в стране. При системе, в которой нет независимых органов надзора, нет свободы слова, нет системы сдерживания и противовесов власти, не может быть и речи о решении проблем коррупции и соблюдения прав человека», — считает У Вэньсинь, член правления международной правозащитной организации International Society for Human Rights.

Коммунистические режимы везде одинаковые

К такому выводу пришёл журналист радио Би-би-си на вьетнамском языке Фань Э, который уже освещал два коммунистических съезда во Вьетнаме и теперь приехал в Пекин в качестве журналиста.

«Ситуация в Пекине очень похожа [на вьетнамскую]. Такой же закостенелый порядок, журналистам выдают визы тоже в самый последний момент, те же жёсткие меры безопасности», — пишет Фань.

По его словам, даже презенты, которые подарили журналистам (блокнот, ручка и тонкий разговорник) в обеих странах одинаковые.

«Приехав в Пекин сообщать о съезде, любой журналист сразу ощущает густое покрывало скрытности и непрозрачности правящей партии», — делится ощущениями корреспондент.

Он в ироничной форме описал состояние простых людей на улицах китайской столицы, с которыми он пытался поговорить: «Сначала попробуйте найти человека, который бы захотел с вами говорить. Большинство людей не хотят общаться с иностранцами, особенно на такую тему, как съезд, которая в Китае считается политически чувствительной. Многие мне просто говорили, что XVIII съезд — это дело исключительно высшего руководства страны, а не их».

Однако ему всё же удалось разговорить несколько человек: «Многие уже полностью потеряли веру в нынешний государственный строй. Партии надо будет приложить огромные усилия, чтобы вернуть доверие к себе людей. Одна пожилая китаянка мне сказала, что Китай прошёл длинный путь и уже развился до второй экономической державы в мире, но в области сознания он всё ещё находится в прошлом. Необходимы новые вещи, необходимы перемены».

По мнению Фаня, во Вьетнаме ситуация в обществе абсолютно такая же.

В конце он написал: «Сидя в Доме народных собраний и слушая доклад покидающего свой пост генсека Ху Цзиньтао, я вдруг ощутил, что как будто нахожусь на съезде в Ханое, где я был год назад. Разница только в том, что Ху Цзиньтао читал свой доклад немного дольше, чем его вьетнамский коллега».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА