Художник Александр Шилов: Задача художника – достучаться до сердец людей

The Epoch Times30.11.2012 Обновлено: 06.09.2021 14:13
Александр Шилов, Народный художник СССР. Автопортрет. Фото предоставлено А. Шиловым
Александр Шилов, Народный художник СССР. Автопортрет. Фото предоставлено А. Шиловым
К Александру Шилову слава пришла при жизни, но баловнем он себя не чувствует. «У меня всё идёт с терниями. Никто за меня работу не сделает, всё сам», – сказал во время интервью Народный художник СССР.
Разговор с известным мастером живописи происходит в его кабинете, где со стен на вас внимательно смотрят глаза разных людей. Портреты, портреты, портреты…, а каким мы видим самого художника?

Александр Максович охотно рассказывает о матери, о двух бабушках, которые незримо поддерживают его по жизни. На мою просьбу сфотографироваться рядом с портретом его матери он откликнулся весьма охотно.

Работы его пронизаны идеей гуманности и человеколюбия, хоть художник и признался, что писать приходилось разных людей, и не все из них нравились ему. Истинный художник, обладающий величайшим трудолюбием и талантом, Александр Шилов создал «Историю в лицах», как назвали серию его портретов, переданных в дар людям.

Актёр Валентин Гафт был потрясён работами, выставленными в галерее художника. В тот же вечер он написал эти строки:

Здесь в лицах боль и сила духа,
Вся дурь и мудрость человека.
Здесь плачешь, глядя на старуху,
Здесь полон мужества калека.

Здесь, глядя на лицо Владыки,
Захочешь каяться в грехах.
Здесь миллионы пятен, бликов.
Как отблеск слёз в твоих глазах.

Здесь слышишь, как портреты Дышат,
Здесь тихо, как у алтаря,
Портреты видят всё и слышат,
В молчании с Богом говорят.

Нет, здесь не кистью и не Краской,
Нутром рисуется Портрет,
Здесь честно пишут даже маски,
Когда лица под маской нет.

– Меня часто спрашивают, почему я отдал свои картины государству. Я не фараон, в могилу с собой ничего не унесу, поэтому свои лучшие работы дарю людям, стране.

Так сказал о своих работах художник и тут же добавил, что галерея эта хоть и носит его имя, но не является его собственностью.

А. Шилов: – Про это лгут СМИ, причём, специально, не ошибочно. Это всё делается специально. Я действительно являюсь единственным художником в стране, для которого создана государственная галерея, образованная по постановлению высшего законодательного органа власти – Государственной Думы.

У меня было моральное право туда обратиться, потому что всегда находились люди, которые не успели попасть на мои персональные выставки, и они писали обращения в адрес Госдумы, Минкультуры, чтобы мою выставку сделали постоянно действующей.

Поэтому, когда в моей жизни случился самый тяжёлый момент, связанный с потерей дочери, я решил всё отдать людям. На том пленарном заседании все фракции, независимо от их политического направления, единогласно проголосовали за создание Государственной картинной галереи и постановили назвать её моим именем, потому что здесь хранятся мои картины.

После этого вышло постановление правительства Москвы о выделении помещения и т. д. Никакого блата у меня нет, помощи ни от кого не жду, всё сам. Я подарил государству 935 работ – живописных и графических. И каждый год дарю в День города (Москвы) новые работы.

Александра Максовича по праву можно назвать всенародным художником. Среди тех, чьи портреты он написал, кого только нет: известные деятели, ветераны войны, колхозницы и нищие с улицы. Он один из немногих современных художников, который на всю жизнь остался верен одному направлению в искусстве – реализму.

А. Шилов: Меня часто благодарят за то, что работы мои выполнены в реалистической манере, которая трогает души людей.

Вот и Эльдар Рязанов в фильме, посвящённом моему творчеству, говорил о том же. У нас в галерее проходят творческие вечера, куда приходят известные артисты театра и кино. На них звучит классическая музыка, оперные певцы исполняют свой репертуар, проходят вечера патриотического плана.

Неожиданно для себя, за серию портретов величайших разведчиков, таких как Алексей Ботян, Геворк Вартанян, Блейк и другие, я получил первую премию ФСБ.

Сейчас у меня открыта тематическая выставка под названием «Они сражались за Родину», куда вошли более 40 портретов. Работа над этой темой ещё не завершена, я продолжаю писать великих людей, перед которыми преклоняюсь.

Александр Максович поведал о том, что продолжает работать каждый день. Почивать на лаврах себе не позволяет, говорит, что у него нет ни выходных, ни праздников. Очень просто и обыденно пояснил, что живёт так, потому что в этом есть потребность души, без этого его жизнь была бы неполноценной.

Чтобы написать портрет участницы войны, которая прожила 90 лет и воспитала шестерых детей, в этом году он ездил в Саратовскую область. Ещё через шесть месяцев он вновь поехал туда и написал другую картину о ветеране войны.

На вопрос, что он думает о трагичности судьбы России, он ответил, что на её долю выпало много испытаний. Трагическим лицом своей страны он назвал бы портрет женщины – ветерана войны на его последней картине «Жизнь пройти – не поле перейти».

А. Шилов: Вглядитесь повнимательнее в эти глаза, в них вся жизненная история страны, всё, что она испытала.

Посмотрите на эти руки – это её вторая биография. Меня поражает в них то, что это поколение людей, прожив трудную жизнь без единого праздника, пройдя через адский труд и войну, остались добрыми и чистыми душой. И мне искренне жаль, что это поколение настоящих людей почти уже ушло.

Будь то женщина или мужчина, какими бы они не были красивыми, если в них нет духовного начала, меня к ним не тянет.

Понятия о красоте могут изменяться со временем, однако понятия о честности, преданности, доброте – всех тех основополагающих качеств, которые человека делают человеком, должны оставаться неизменными. Художник утверждает, что главное качество в человеке, которое спущено с Неба на Землю, это доброта: «Доброта – это всеобъемлющее чувство».

А. Шилов: Ведь, что такое портрет? Это когда при абсолютном внешнем сходстве, которое обязан передать художник, в нём должна быть выражена внутренняя суть этого человека.

Чтобы добиться этого, художник должен быть человеком с оголённым нервом. Спиной должен чувствовать, как он должен писать, иначе портрет будет мёртвый. За три часа работы у мольберта затрачивается столько энергии, что, по словам Александра, он превращается на некоторое время в развалину.

Александр Максович убеждён, что художник должен писать сердцем, головой, а мастерство и рука – это исполнители. В натуре самое главное – это глаза, когда пишешь портрет, главное – заставить говорить глаза, потому что через глаза передаётся внутренний мир человека.

Настоящее искусство не зависит от моды или от времени. Оно зависит только от высочайшего исполнительского мастерства художника и чувства. Подходя к картине, порой не видишь, как он это сделал, перед вами живой человек, заключённый в раму, с которым хочется поговорить.

А. Шилов: Для меня это и является критерием искусства, того искусства, на которое молились, и по этому пути шли все великие художники прошлых времён и народов, и я стараюсь идти по этому пути. Ничего другого я не признаю, считаю шарлатанством.

По словам Шилова, он чувствует большую ответственность, когда ставит свою подпись под картиной.

А. Шилов: Художники прошлого времени и настоящие великие художники, все они работали над совершенствованием мастерства. И это выражается в том, что если я пишу – живопись должна быть материальна. Если я пишу бархат, то это бархат, который хочется потрогать, если я пишу волосы, то это должны быть мягкие волосы, стекло, бронза – все они должны передавать неповторимое свойство материи. То есть живопись должна быть материальной, как в работах старых мастеров.

Абстрактная живопись, по сути, является шарлатанством. Этим занимаются те, кто ничего делать не умеет, но хотят славы и богатства.

Каждый, кто при помощи грязного пиара пытается выдать это за искусство, разрушает самое святое и дорогое, что есть у человека. Вы можете поискать в Интернете «Завещание Арманда Даллеса», директора контрразведки США, и сразу поймёте, как разрушались и продолжают разрушаться целые страны при помощи антиискусства.

Настоящие духовные ценности заменены на разврат, насилие, грязь, пошлость, не жалели на это денег, при этом делается это руками русских же. А подтверждение этому мы видим каждый день, каждую минуту по каналам телевидения идёт информация для одурачивания людей и навязывания антиискусства.

Это целый механизм обмана людей. Чтобы сделать живой портрет человека, помимо таланта надо долго и много трудиться и уметь это делать. А абстракция делается одной ногой в нетрезвом сознании за пять минут или даже быстрей.

Александр Шилов считает, что искусство должно очищать и облагораживать человеческие души. Оно должно создавать ауру красоты, наполнять высоким содержанием, чтобы человек смотрел на произведение искусства, как смотрит на икону верующий человек. Надо расти, очищаться душой и облагораживаться. Вот для чего нужно искусство.

А. Шилов: Я верю в судьбу, верю в то, что в нас кто-то закладывает программу, но кто это, я не знаю.

Художник признался, что до сих пор не понимает вопроса о бесконечности мироздания и ему страшно думать, что следует за этим, страшно думать, что мы и кто мы, и зачем рождаемся на этой Земле. С детства к нему приходят мысли о смерти, о том, что будет после смерти, когда его самого уже не будет.

По мнению Александра Максовича, если бы человек был хозяином своей судьбы, тогда на Земле был бы хаос. В мире всё распределено, сколько должно быть добрых людей и сколько подлецов, распределено, кому быть сантехником или художником, кому скульптором или композитором, хотя кем это распределяется, ему непонятно.

Он признаётся, что умеет держать удар судьбы, однако как это у него получается, он тоже пока не знает. Знает, что в критические моменты включаются какие-то внутренние силы.

А. Шилов: Я вообще не понимаю, что такое «Я», а когда начинаешь думать над этим, можно с ума сойти. Иногда скажу какую-нибудь фразу, и тут подумаю, а кто за меня это сказал?

Или вот я рисую и разговариваю с вами, в этот момент как бы со стороны, отвлечённо смотрю на свою руку, а она сама ходит. Кто даёт команду моей руке, как положить мазок, куда линию вести? Кто?!

Вы можете сказать «мозг», а что такое мозг? Если взглянуть на него чисто физиологически – это кусок мяса. Откуда там могут сидеть какие-то команды и прочие программы человеческого сознания?

И когда начинаешь во всё это вдумываться, лично мне становится страшно, и всё, что я делаю в этом мире, теряет смысл.

Для такой творческой натуры, как Александр Шилов, поиск себя и дорога к себе будет происходить до самого конца… Так пожелаем ему успехов на этом пути!

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА