Антикоррупционная буря в стакане

Автор: 11.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:26

Выражение «Борьба с коррупцией» стало самым модным в Китае за последние несколько недель. Каждый день появляются сообщения о партийных чиновниках разного уровня, в отношении которых проводится расследование.

Новое руководство режима под руководством Си Цзиньпина пообещало разобраться со всеми коррупционерами. Этот новый виток борьбы с коррупцией китайский народ считает бурей в стакане воды, люди начинают понимать, что живут в хаотичном обществе, которое почти полностью потеряло нравственность.

Посетители интернет-кафе в Пекине. Новую антикоррупционную кампанию часто критикуют в Интернете, в результате чего многие китайцы теряют доверие к властям. Фото: Wang Zhao/AFP/Getty Images


В джунглях никто не чувствует себя в безопасности

Китайское общество похоже на джунгли, где каждый имеет острое чувство незащищённости. Это наблюдается в отношениях между чиновниками и их пособниками, между любовниками и даже среди членов семьи.

Хун Ци, специалист в области электронных устройств наблюдения, стал известным, обнаруживая и удаляя оборудования прослушивания и видеозаписи у должностных лиц. Он рассказал корреспондентам «Вечерних новостей Чунцина», что среди чиновников Китая прослушивание стало обычной практикой. В прошлом году Ци нашёл более 300 жучков более чем у 100 должностных лиц в автомобилях, офисах и спальнях. За одну неделю он демонтировал целых 40 устройств. Большинство из них были установлены жёнами, любовницами, коллегами и конкурентами чиновников.

Все эти люди имеют различные отношения и уровни близости с чиновниками, так почему все они действуют так, как тайная полиция в фильме «Жизнь других»?

Каждый имеет свои собственные мотивы. Политические соперники устанавливают устройства наблюдения, чтобы обнаружить у противников скрытые недостатки или ошибки. Жёны подозревают мужей в неверности и хотят защитить свой брак. У некоторых есть более сложные причины и скрытые мотивы. Ещё более странным является то, что некоторые устройства установили не враги, а те, кто «в одной лодке», чтобы обеспечить защиту общих интересов.

Это только один пример неуверенности, которая присутствует в современном китайском обществе, где правит закон джунглей. Пары не доверяют друг другу, сутенёры стремятся к власти, а отношения между коллегами наполнены интригами. В принципе, никто в китайском обществе не может чувствовать себя в безопасности.

Влияние Интернета

Раньше люди использовали анонимки, чтобы сообщить о правонарушении в Антикоррупционное бюро или Центральную комиссию по проверке дисциплины. Даже если информация просачивалась в Интернет, редко кто раскрывал своё настоящее имя. Однако Ло Чанпин, член редколлегии известного китайского финансового журнала Caijing, создал прецедент, и разразилась «антикоррупционная» буря. Утром 6 декабря Ло разместил 3 сообщения в своём блоге на Weibo, Twitter-подобном сервисе Китая. Он раскрыл информацию о Лю Тенане, который занимал две должности: заместителя директора китайской Национальной комиссии по развитию и реформам и секретаря Национального совета по энергетике.

Ло поместил на Weibo «Доклад в Центральную комиссию КПК по проверке дисциплины», используя своё настоящее имя. В нём описывается сговор Лю Тенаня с бизнесменом Ни Житао, женой Лю, Го Цзинхуа, которая является уездным чиновником, и сыном Лю, Лю Дэчэном, который имеет акции в бизнесе Ни.

В докладе также представлен поддельный документ об образовании Лю и сведения о его любовницах. Кроме того, перечислены зарубежные банковские счета, которые использовались компанией Ни и Лю для обработки кредитов, полученных в китайских банках. Говорится и о банковском счёте на имя сына Лю, в котором содержатся депозиты в американских и канадских долларах.

Есть также доказательство того, что Лю получал огромные суммы денег от компании Ни, согласно статье в Caijing под названием «Китайский стиль поглощения высокопоставленного чиновника и предпринимателя по зарубежной мошеннической схеме получения кредитов».

В этом случае доказательства коррумпированности казались весьма убедительными. Тем не менее, спустя четыре часа менеджер по связям в управлении Национального совета по энергетике, где Лю Тенань занимает должность, сообщил СМИ, что все доводы Ло Чанпина о Лю — «чистая клевета и слухи». Он сказал, что они связались с ведомствами, связанными с надзором за Интернетом и общественной безопасностью, и находятся в процессе подачи иска в суд и уведомления в полицию. «Мы будем принимать правовые меры для решения этого вопроса», — сказал менеджер.

Когда сообщение было размещено в Интернете на Weibo, Лю Тенань находился в России на переговорах по энергетике. Это создало неловкую ситуацию для коммунистических лидеров в Пекине, потому что они не могли предотвратить побег Лю Тенаня в случае, если он решит, что запахло жареным. И, что более важно, они должны рассматривать такие сообщения, так как только что было обещано рассматривать каждое заявление о коррупции, размещённое в Интернете.

Торговля сексом

Торговля сексом стала постоянной горячей темой в официальных кругах. Всё новые и новые случаи говорят на том, насколько низко пала мораль в Китае.

В последнем громком деле Лу Инмин, заместитель директора Департамента земельных и природных ресурсов провинции Гуандун, обвинялся в хищении 2,8 млрд юаней (почти 45 миллионов долларов США), присвоении 63 объектов недвижимости и содержании 47 любовниц. Лу является «голым чиновником», то есть он отослал свою семью за границу, чтобы защитить их, если с ним что-то случится.

В другом громком деле замешан Ци Фан, начальник Управления общественной безопасности города Усу. Он сожительствовал с сёстрами-близнецами. Стало также известно о 43-летнем главе села в провинции Шаньси, который имел четырёх жен и 10 детей. Лэй Чжэнпин, чиновник из Чунцина, «прославился» в порнографическом видео, размещённом в Интернете. Дань Цзэндэ, заместитель директора Департамента сельского хозяйства в провинции Шаньдун, является «героем» многочисленных любовных видео в Интернете, и даже было опубликовано его письменное обязательство к любовнице, что он разведётся с женой.
Шокирующие секс-скандалы появлялись и раньше. Однако сейчас частота таких скандалов значительно выросла. Английская газета Telegraph, например, опубликовала 6 декабря статью под заголовком: «Китай потрясли пять сексуальных скандалов за шесть дней».

Аудио-видео доказательства

В середине 1990-х годов в основном писали анонимки. В последние годы более распространёнными стали аудио- видеодоказательства. Красные отпечатки пальцев на подписанном обязательстве о разводе, которое Дэн Цзэндэ дал своей любовнице, видно прекрасно. И неприличное видео про Лэй Чжэнфу, чиновника из Чунцина, несомненно, было снято на месте событий. Такие убедительные доказательства чиновникам практически невозможно опровергнуть.

Коммунистический режим не спешит использовать антикоррупционную информацию, поступающую в режиме онлайн. Хотя такие истории становятся горячими темами для общественного обсуждения, они не предотвращают коррупцию. В 2009 году было проверено всего девять таких сообщений, согласно данным статистики Peoples Daily. В 2010 и 2011 годах было проверено примерно по 10 сообщений.

Однако в течение антикоррупционной кампании 2012 года власти взяли на себя обязательство рассматривать онлайн-заявления. Можно сделать пока только один вывод — борьбу с коррупцией в Интернете не так просто контролировать, и тут не всё зависит от властей. Таким образом, дальнейшее развитие «борьбы с коррупцией в Интернете» можно использовать для оценки серьёзности намерений руководства компартии Китая в этой кампании.

Серьёзность намерений

Есть китайская басня о том, как кролик быстро бежал по полю, случайно врезался в дерево и умер. Крестьянин, который видел это, перестал работать, и каждый день ждал, когда ещё какой-нибудь кролик врежется в дерево. Эта басня хорошо описывает ситуацию с новой кампанией.

В различных провинциях на антикоррупционную кампанию отреагировали с разной скоростью. Самый быстрый ответ пришёл из провинции Гуандун, где были арестованы пять чиновников управлений и один уездный секретарь компартии.

А вот в Хунань, Хубэй, Внутренней Монголии и многих других провинциях пока не сделали никаких шагов. Вероятно, тамошнее руководство наблюдает за ситуацией, чтобы понять степень серьёзности намерений центральных властей. Это показывает, что китайские чиновники по-прежнему считают предложения Си Цзиньпина очередными «временными строгими мерами». Они ждут, что ветер перемен быстро пронесётся и исчезнет, и пока не думают жертвовать пешку, чтобы не пострадать в дальнейшем. Это спокойное отношение означает, что они ещё не решили как-то себя сдерживать. Есть, конечно, исключения — «кролики», которые случайно врезались в дерево.

Ли Яли, начальник полиции города Тайюань провинции Шаньси, стал одним из таких «кроликов», когда его сын Ли Чжэнгуань был арестован за вождение в нетрезвом состоянии. Он напал на полицейского, который его остановил.

Некоторые зарубежные СМИ называют эту антикоррупционную зачистку «100-дневным планом», наподобие 100-дневного плана Мурси в Египте, который оказался просто словами.

Лично я думаю, что этот раунд борьбы с коррупцией только начался, и результат предсказывать рано. Можно сказать, что Си Цзиньпин действительно желает бороться с коррупцией, потому что это единственный способ восстановить легитимность коммунистической партии Китая и получить народную поддержку. Однако коррупция глубоко укоренилась в системе однопартийной диктатуры. Поэтому одной кампании недостаточно, и она не решит проблему в корне. После того, как кампания закончится, коррупция вернётся.

Хэ Цинлянь — известная китайская писательница и экономист, в настоящее время проживает в США. Автор книг «Ловушки Китая» и «Туман Цензуры: Контроль СМИ в Китае» о манипуляциях и ограничениях прессы.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА