Садоводам помогут геодезисты

The Epoch Times20.01.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:14
Как бы вы обустроили свой сад? Чтобы ответить себе на такой, казалось бы, простой вопрос, надо немного узнать о стилях ландшафтного дизайна, их несколько: классический французский, английский, японский, мавританский и китайский.

Самый молодой классический французский стиль понятен очень многим. Он представляет собой роскошный парк продуманной геометрической формы, который чаще всего лежит в одной плоскости. Здесь симметрично проложены дорожки, аккуратно разбиты клумбы, подстрижены деревья, порой выполняющие какую-то дополнительную роль (забора, например).

Величественные сады французской знати, расположенные в более сложном ландшафте на каменистых возвышенностях, имели широкие лестницы, оригинальные подпорные стенки, павильоны и чудесные беседки. Панорама их была величественной, с какой бы точки вы ни смотрели на это рукотворное чудо. Главный вход обычно вёл во дворец, из окон которого парк смотрелся просто великолепно.

Большими красивыми парками украшались дворцы, особняки знатных особ. Разбивка парка требовала больших затрат и целый штат постоянных работников, что позволяло поддерживать французский сад в идеально продуманном виде. Необходимо было подстригать кустарники и деревья, косить траву, пересаживать цветы на клумбах по сезону и прочее.

Английский стиль появился позже, в ХVIII веке. Здесь немалую роль сыграло соперничество английского и французского дворов. Англичан раздражала французская помпезность, и когда в 1742 году в поместье герцога Букингемского талантливый молодой ландшафтный дизайнер Ланселот Браун под руководством знаменитого архитектора Уильяма Кента применил своё умение сочетать естественность природного ландшафта с декоративными элементами и архитектурными постройками, этот стиль был принят англичанами очень быстро.
Ландшафтный дизайн в Sheffield Park Garden. Фото: Mike Hewitt/Getty Images


Ландшафтный дизайн в Sheffield Park Garden. Фото: Mike Hewitt/Getty Images
Нельзя сказать, что английский ландшафтный дизайн был очень простой. Талантливый и знающий, умелый и «на всё способный» Браун применял разной сложности геодезические работы, создавая парки, преображая водоёмы. Он умел подчеркнуть естественность природного ландшафта, не нарушая его гармонии, что вообще-то исходит из китайского стиля, одного из самых древних на планете. К тому же Браун был прекрасным рассказчиком и мог вдохновить своей идеей и энтузиазмом любого.

Он выкапывал пруды в поместьях, сохраняя или создавая вокруг них великолепные естественные ландшафты, строил гроты, проектировал садовые павильоны. Он создал один из знаменитых парков – Петуортский парк, над которым работал шесть лет, с 1751 по 1957 годы. Красота парка впоследствии очень вдохновляла знаменитого британского живописца Уильяма Тернера, 19 картин которого теперь хранятся в усадьбе-музее знаменитого Петуорт-хауса.

Художник в душе, Браун изучал местность досконально, перед тем как приступить к работе. У него был талант подчеркнуть достоинства местности и скрыть недостатки. Он продумывал извилистость будущих дорожек так, чтобы они неожиданно выводили к самым удивительным местам. О своих задумках он рассказывал богатым клиентам, среди которых был и король Георг III, водя их по саду и рисуя перед ними образ будущего ландшафта, заражая и интригуя своими идеями.

Последующее поколение английских дизайнеров и большинство английской знати охотно внедряли это направление, не одобряя помпезный угловатый стиль французов. Но если заглянуть в историческое прошлое ландшафтного дизайна, то можно понять, что истоки так называемого английского стиля все же являются жалким подобием китайского стиля, просто осовремененного новыми возможностями в области технологии.

Если говорить о китайском стиле, то он воплотил в себе науку древних, где в полной мере представлена не только гармония человека и природы, но и ярко выражена иерархическая лестница, которая старательно отображается в устройстве сада, учитывая особенности характера хозяина. Эта наука обустройства называется фэн-шуй.

Китайский сад настолько ярок и многообразен, что в нём можно найти все оттенки человеческой души. Если кому-то надо поднять настроение, то лучше прогуляться в «смеющемся саду». «Угрожающий стиль» может быть наполнен причудливыми элементами, например, обрывами, нависающими скалами, причудливыми деревьями, страшными статуями мифического содержания и формы. «Идеалистический стиль» может напоминать маленькую Вселенную – настолько гармонично он устроен.

Во всех этих стилях проглядывается обязательный баланс воды и суши, равнины и возвышенности, растительности и свободного пространства. И весь ансамбль увенчан некой центральной композицией, с места которой вам откроется вид на всё пространство вокруг. В то же время, находясь в любой точке китайского сада, вы всегда можете понять, где находится этот центр.
Безусловно, что всё это отражает древние традиции китайской цивилизации, которая основывалась на знаниях древних об устройстве этого мира, о предназначении человека, о взаимосвязи внутреннего и внешнего мира человека. Она несла в себе науку о гармонии человека и Вселенной, поэтому в любом деле этому уделялось очень большое внимание.

Японский стиль тоже основан на древних традициях и представляет собой маленькую модель мира. Но у него есть одна удивительная особенность – принцип минимализма, что связано, скорее всего, с нехваткой земли. Японский сад вполне может быть реализован даже на маленьком приусадебном участке. Он может разместиться на территории размером в несколько шагов. Маленькие живые деревца, которые японцы научились выводить с помощью применения техники бонсаи, многие видели продающимися в горшочках по всему миру.

Чаще всего среди них встречается сосна на камне. Это дерево в природе может вырасти до очень больших размеров. Но японцы с помощью техники бонсаи научились подрезать корни так, что деревце вырастает маленьким, с причудливо изогнутыми ветками и миниатюрными иголочками.

В японском саду также присутствуют вода и камни, цветущая сакура и белоснежные лотосы в пруду. Маленькие аккуратные дорожки достойно подчеркнут всю эту удивительную миниатюру, которая продумана настолько тщательно, что нет ничего лишнего и в то же время нет ничего вычурного – каждая деталь, как часть Вселенной, убери её – и гармония нарушится.

Конечно, не всегда такой сад бывает маленьким. Сады и парки создаются в гармонии с соответствующим им ландшафтом. Красота их напоминает о некоей идиллии и безграничном покое, о плавном круговороте жизни и её предназначении.

Есть ещё один стиль, называемый мавританским. Он тоже имеет свои истоки в древних верованиях, напоминая маленький рай. Как известно, оазис в пустыне – это место, где есть вода. Поэтому мавританские сады в своём центре имеют водоём с фонтаном. От центра исходят четыре аллеи, которые делят сад на квадраты, и каждый из них тоже имеет свой источник воды. Если сад очень большой, то каждый квадрат в свою очередь делится на квадраты.

Несмотря на геометрическое деление сада, каждая часть сада отличалась большим разнообразием растений, которые не подрезались. Разноцветье и буйство красок – таковы отличительные черты мавританских садов, которые впоследствии усовершенствовали испанцы в своих дворцах, дворах и парках.

Если посмотреть более внимательно на все эти стили, то можно проследить два основных направления, отличающие их. Одно – это чёткость линий, геометрия и пропорция, красота и изящество. Второе – это отражение внутренней гармонии человека и природы. Мавританский стиль относится именно к первому случаю, в то время как китайский – ко второму. Оба они происходят от древних цивилизаций. Более поздние стили – французский, английский и японский, можно назвать мутированными, так как человек, переселяясь с места на место, имеет свойство брать понравившееся и привносить нечто своё на основе имеющихся природных условий.

Современный человек уже не руководствуется этими древними традициями, но отличие в представлениях есть даже и сегодня. Например, когда в наших парках делаются дизайнерские разработки, конечно, продумывают всё до мелочей: беседки, дорожки, клумбы, аллеи и прочее. Удивительно то, что перед тем как проложить дорожки, во многих европейских странах сначала просто оставляют землю и смотрят, в каких направлениях ходят люди через парк, и уж потом по протоптанным дорожкам выкладывают асфальтовые.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА