Бонсаи или возвращение к пониманию природы

The Epoch Times22.01.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:14
Считается, что техника выращивания мини-деревьев, которая называется бонсаи, принадлежит японцам. Их удивительная способность выращивать мини-деревца до полуметровой высоты и меньше сегодня известна всему миру. Японцы научились подрезать корни и крону деревьев так, что они имеют удивительную причудливую форму и могут стать украшением любого дома или сада.

Бонсаи. Фото с сайта yandex.ru


Бонсаи. Фото с сайта yandex.ru

Бонсаи в переводе с японского означает «выращивание в подносе». С помощью этой техники они создавали миниатюрные сады для созерцания (медитации). Но, как известно, культура Японии является подражанием более древней китайской культуре. Если поискать там, то китайский «пэнь-цай», берущий свои истоки в 231 году до н.э., и является тем самым выращиванием растений в горшках.

Первое упоминание «пэнь-цай» имело место в настенной живописи художников династии Тан. Однако это искусство сначала процветало в монастырях. Искусство вырастить дерево в горшке, которое живёт и цветёт, было впоследствии перенято китайской знатью, а затем стало достоянием японской культуры. Такими деревцами украшали дома и сады, но в то время они были всё же очень большими. Впоследствии японцы усовершенствовали эту технику, которая имеет сегодня много стилей.

На https://gardengrove.ru/ вы найдете кое-какие из них для своего дома. Невозможно рассказать обо всех, но о самом методе древнего китайского искусства «пэнь-цай», которым занимались монахи в монастырях, стоит упомянуть отдельно. Некоторые специалисты говорят по этому поводу, что вряд ли можно назвать бонсаи рукотворной работой человека.

Американский писатель-фантаст Теодор Старджон, пытаясь понять, что же это за техника, написал следующее: «Человек видит дерево, в его мозгу возникает изображение будущей формы этого дерева, и человек начинает реализовывать свою концепцию. Дерево, однако, делает лишь то, что может сделать, и скорее погибнет, чем сделает что-то такое, чего деревья не делают, или сделает в более короткое время, чем пристало дереву. Поэтому формирование бонсаи всегда является компромиссом и сотрудничеством. Человек не может сам создать бонсаи, как не может этого сделать и само дерево. Все должно происходить на принципах сотрудничества и понимания, а это требует долгого времени… С помощью проволоки, воды и света, прикрывая тканью, сажая траву, забирающую воду, закрывая обшивкой корни, человек объясняет дереву, чего от него хочет. Если указания достаточно ясны, дерево откликнется на них и будет послушно. Почти… Это самая медленная скульптура в мире, и порой возникает сомнение, кто тут является скульптором — человек или дерево…»

Древние китайцы знали, что всё вокруг нас живое. Они умели общаться с деревьями. Так родилась техника «пэнь-цай» в китайских монастырях. Современные эксперименты учёных над растениями доказывают, что они обладают не только мыслительной способностью, но и имеют способность телепатии. Тесное общение с природой было и в русской культуре, когда считалось, что у дерева, как и у человека, есть душа. Сегодня мало кто в это верит, а просто восторгаются красивым и удивительным творением человека и природы.

Первую относительно широкую известность в ряду других искусств бонсаи получила после проведения Национальной выставки 1934 года в Токийском музее изящных искусств, где обычно экспонировались уникальные художественные произведения, после чего в 1937 году на Всемирной выставке в Париже 50 экспонатов из Японии завоевали золотой приз. Эти бонсаи под названием «аромат Японии» стали настоящим открытием для всего мира. Начиная с Олимпийских игр в Токио (1964 г.) и после Всемирной выставки в Осаке (1970 г.), где было представлено 1190 живых шедевров, бонсаи начинает завоёвывать сердца любителей прекрасного во всем мире.

Долгое время искусство бонсаи в Японии считали занятием зрелых мужчин — полагали, что исключительно лишь после 40 лет мужчина может понять и почувствовать бонсаи как искусство, достичь в нём совершенства. Сегодня же им владеют и женщины. Клубы бонсаи существуют и в России, где пытаются выращивать миниатюрные русские берёзки и сосны.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА