Канадец принял участие в пропагандистском мероприятии в Пекине
Обложка книги «Взятие Тигровой Горы стратегией» с подзаголовком «Современная революционная пекинская опера». Фото с сайта theepochtimes.com
Юй Куйчжи, известный певец Пекинской оперы, исполняет часть революционной оперы с канадцем Томасом Гленном. Фото с сайта theepochtimes.com
Томас Гленн поёт про снег и горы на концерте CCTV. Фото с сайта theepochtimes.com
В минувшую субботу в Пекине прошёл традиционный гала-концерт в честь «Праздника Весны». Помимо выступлений китайских «звёзд», в фестивале участвовал канадский виртуоз оперы Томас Гленн. Он в дуэте с китайским певцом исполнил часть старой коммунистической «красной оперы», которая несла больший смысл, чем он думал.
Гленн выступил вместе с Юй Куйчжи, известным певцом Пекинской оперы. Они исполнили отрывок из «Взятия Тигровой Горы стратегией», одной из «восьми опер».
Во время «культурной революции» в 1960-х годах Цзян Цин, также известная как женщина Мао, решила, что только выбранные ею 8 спектаклей могут представлять искусство в Китае. Их содержание наполнено насилием и идеологическим зарядом того периода истории Китая.
«Красные песни», на самом деле, не имеют популярности среди китайцев, уже на протяжении последних нескольких десятилетий. Хотя попавший в прошлом году в опалу китайский политик Бо Силай пытался возродить пение маоистских песен в Чунцине.
Как это обычно бывает в таких спектаклях, первая часть песни состоит из размышлений о природе. Гленн спел несколько строк о снеге, горах, лесах и мужестве.
Потом в течение трёх минут Гленн и Юй пели вместе: «Добро пожаловать весна, приносящая изменения в мир».
Потом за дело берётся один Юй Куйчжи: «Партия даёт мне мудрость, даёт мне мужество».
Он продолжает: «Чтобы победить бандитов, я сначала оденусь, как они». Речь идёт о сюжете вокруг «Тигровой горы», где революционер Ян Цзыжун проник в лагерь солдат Гоминьдана (которых пропаганда режима называет «бандитами»), а затем устраивает кровавую расправу.
Затем опять присоединяется Гленн: «Рейд в логово бандитов перевернул его вверх дном!»
Одной из главных особенностей китайского коммунистической «красной оперы» является подстрекательство к ненависти, как объясняет Лу Син, эксперт по коммуникациям Университета Де Поля, которая написала книгу о риторике во времена «культурной революции».
«Ненависть пронизывает каждую часть оперы», — пишет она. По её словам, в данной истории говорится, что «классовых врагов» или «злодеев» надо убивать, чтобы построить новое общество. Такие пьесы призваны насаждать «глубокую ненависть ко всем классовым врагам и любовь к коммунистической партии».
Общаясь по телефону из своего гостиничного номера рано утром в понедельник в Пекине, Гленн был удивлён смыслом исполненной им песни. Он сказал, что не был осведомлён о политических или пропагандистских элементах оперы.
«Я не думал, что этот отрывок мог бы разжечь разного рода споры, — сказал он. — Я думаю, что эта часть была призвана показать международную дружбу… Я понятия не имел о пропагандистском аспекте».
Он сказал, что ему о смысле отрывка рассказали китайские коллеги, и что он самостоятельно не изучал смысл композиции.
Институты Конфуция
С Гленном в этом случае работала организация, связанная с китайским режимом. Он впервые начал петь в китайской опере в 2011 году, участвуя в программе «Я пою в Пекине», спонсируемой китайским режимом. Помимо него, ещё 20 западных певцов участвовали в программе. Национальное общественное радио выделило из всех Гленна.
Одна из песен, выбранных китайской стороной, была «Взятие Тигровой Горы стратегией». Видео Гленна с репетицией этой песни доступно на YouTube.
Программа «Я пою в Пекине» была основан Ханьбань, организацией китайского режима, которая также управляет глобальной сетью «Институтов Конфуция». (Совсем недавно в Канаде закрыли такой институт из-за дискриминационной практики найма сотрудников.)
«Насколько я знаю, CCTV узнало обо мне из программы „Я пою в Пекине“, и Институт Конфуция попросил меня выступить на гала-концерте. Со мной держал связь Институт Конфуция», — рассказал Гленн.
Китайские пользователи Интернета гневно отреагировали на этот счёт. «Эти виды опер были основным инструментом Цзян Цин в нападении на идеи Конфуция, а теперь Институт Конфуция занимается их продвижением», — написала одна женщина. Другой человек назвал это «извращением конфуцианской мысли».
Институты Конфуция в последние годы стали активно вести пропаганду режима, по словам Ли Дина, старшего сотрудника Chinascope, вашингтонской организации, специализирующейся на переводе и анализе документов коммунистической партии.
Он отметил, что глобальное расширение сети Институтов Конфуция часто критикуется. Как правило, на это звучал ответ, что они не связаны с политикой, что это простые языковые центры. «Но теперь Институт Конфуция организовывает такие громкие революционные штуки, — сказал он. — Это как будто они говорят: „Да, мы используем Институты Конфуция для продвижения идеологии, и что с того?“»
Он сказал, что данные события совпадают с недавними «тремя наставлениями» Си Цзиньпина: «Будьте уверены в пути, будьте уверены в теории, быть уверены в системе».
Чэн Сяонун, американский эксперт по компартии Китая, сказал, что выступление, отчасти, должно было показать, что Си Цзиньпин не стремится отрицать дела эпохи Мао, как он заявил в своём недавнем выступлении перед новыми членами Центрального Комитета.
«Если это так, то он более консервативен, чем Дэн Сяопин, и понятно, почему „красные песни“ продолжают петь. Это помогает режиму установить определённую легитимность, подтверждая достижения Мао в „культурной революции“», — объяснил Чэн, добавив, что «красная опера» не звучала на «Празднике Весны» последние 3 десятилетия.
Иностранцы
Использование иностранцев добавляет коммунистической пропаганде весомости, как считает Чэн: «Каждый год они пытаются найти иностранных исполнителей, платят им и просят спеть несколько песен, которые хвалят коммунистическую партию. Даже КПСС так никогда не делала. У КПСС было некоторое собственное достоинство».
Гленн отказался сообщить, заплатили ли ему за выступление.
Когда некоторый политический анализ экспертов по Китаю был передан Гленну, он задумался, а потом сказал: «Это очень интересно. Это ставит меня в неловкое положение по крайней мере перед китайской интеллигенцией. С другой стороны, иностранец вроде меня просто спел песню». Он сказал, что было весело.
Гленн добавил: «Если быть абсолютно честным, я в основном не знаю социального контекста этой политической игры. Понимаете, у меня есть очень глубокая любовь к китайскому народу. Я по опыту знаю, что они любят эту песню, и им нравится, когда я её исполняю. Мы просто замечательно провели время вместе».
Ли Дин, который занимается анализом китайской коммунистической пропаганды и методами её работы, сказал, что понимает позицию Гленна.
«Я действительно чувствую сильную симпатию к нему. Это типичная путаница между Китаем и китайской коммунистической партией, — пояснил он. — Многие доверчивые люди запада были таким образом использованы для распространения пропаганды партии. Их добрые чувства к китайскому народу и китайской культуре послужили интересам режима».
Селин Дион, другая канадская певица, также выступила на «Празднике весны». Она вместе с китайской поп-певицей Сун Цзуин исполнила песню «Цветы жасмина». Сун считается любовницей прежнего лидера режима Цзян Цзэминя.
Версия на английском
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать