Цена ведения бизнеса в Китае

Автор: 12.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:26
Американский профессор и консультант по управлению, который недавно вернулся после восьми лет работы в международных корпорациях и преподавания в ряде университетов в Китае, говорит, что он имеет много претензий к режиму и не имеет никакого желания туда возвращаться.

Доктор Линн Найт проводит обучение в Кембриджском международном центре, Шанхай, Китай, сентябрь 2008 года. Фото: Dr. Lynn Knight


Доктор Линн Найт проводит обучение в Кембриджском международном центре, Шанхай, Китай, сентябрь 2008 года. Фото: Dr. Lynn Knight

«Одной из самых больших проблем для меня в Китае было сохранение моей этики, тех основных ценностей, на которых мы, американцы, воспитаны, — сказал доктор Линн Найт корреспондентам The Epoch Times в интервью. — Когда вы приезжаете работать в Китай, всё переворачивается с ног на голову».

Доктор Найт получил степень магистра в области организационной психологии в Гарвардском университете, степень магистра управления в Кембриджском колледже и степень доктора наук в области управления и производительности труда сотрудников в Университете Сан-Диего.

Имея 30-летний опыт в сфере оптимизации трудовых ресурсов, он работал со многими транснациональными компаниями и учебными заведениями, в том числе BMW, ADL Corporation, Beijing United Family Hospital, Bank of China, Lenovo Computers, Sino-British Institute и China Agricultural University. Он обучил многих руководителей, от генеральных директоров и топ-менеджеров до вице-менеджеров среднего звена и линейных менеджеров.

Доктор Найт рассказал, что он, как и многие люди, в начале 2000-х годов думал, что в Китае открываются возможности для экономического роста и бизнеса, и он сможет там успешно предлагать свои услуги.

Прежде чем отправиться в Китай в 2004 году, он планировал открыть консалтинговую фирму по управлению персоналом, совместно с китайцем, г-ном У, с которым он познакомился через общего друга в Соединённых Штатах. Знакомые, имеющие опыт работы и проживающие в Китае, сказали, что ему необходимо иметь «план Б» на случай, если первоначальный план не сработает.

Они сказали, что ему лучше всего было бы преподавать в одном из университетов, с его образованием и квалификаций он, несомненно, будет принят на работу. Таким образом, получая контракт в одном из университетов Китая, а также имея потенциального делового партнёра, доктор Найт думал, что он на верном пути.

Тем не менее, деловые отношения не сложились, и преподавательская деятельность тоже шла не так гладко.

После приезда всё пошло не так

Когда доктор Найт прибыл в университет Ян Энь в провинции Фуцзянь с 9-ю другими иностранными преподавателями, которых наняли обучать разным наукам, они попали в тяжёлые условия.

«Если вы зайдёте на веб-сайт этого университета, как это сделал я, будучи в Америке, то вам покажется, что это очень современный университет. Снаружи он выглядел очень современным и ничем не отличался от любого другого университета в Америке. Но внешность была обманчива», — сказал д-р Найт.

Университет находился возле маленькой деревни Мацзя, в двух с половиной часах езды от Сямыня, среднего города с международным аэропортом.

По словам д-ра Найта, в течение нескольких минут изменились многие заранее согласованные вещи, в том числе контракт, условия жизни, оплата труда и число студентов в группе.

Жилые помещения не были готовы к моменту их прибытия, и они были вынуждены жить в грязном отеле в течение нескольких дней. Однако их квартиры оказалась не лучше, они были очень грязными, без водопровода и электричества.

«Нам сказали: “Не волнуйтесь, мы позаботимся об этом, это лишь временные трудности”, — но это продолжалось в течение 6 месяцев, — вспоминает Найт. — Фраза “не волнуйтесь” стала привычным термином во время моего пребывания в Китае. Она означала — “Вы привыкнете к этому”».

Мошенничество

Одна из главных проблем, к которой сразу пришлось столкнуться, это постоянная ложь китайских студентов и преподавателей. По словам Найта, она казалась обыденной в поведении китайцев. В первые 2 месяца он должен был провести экзамен.

После того, как он подготовил вопросы к экзамену, ему сказали, что надо сделать копии для всех студентов, и взяли у него билеты. В день экзамена он раздал билеты, и студенты принялись отвечать. На экзамен планировалось потратить приблизительно час-полтора, но этот особый класс сдал тесты через 20 минут.

«Я был ошарашен, и подумал, что китайские дети очень умные! — поведал доктор Найт. — Тогда я ещё спросил себя, как могут 110 китайских студентов с очень ограниченным пониманием английского сдать экзамен так хорошо?»

Лишь позже он узнал от своих зарубежных коллег, что студенты обманули его. Кое-кто взял копии билетов в копировальной комнате, а затем продал их студентам вместе с ответами.

Именно поэтому они смогли ответить на вопросы так быстро. Им даже не нужно было читать вопросы. Всё, что надо было сделать, запомнить порядок ответов: A, B или С. «У них очень хорошая память», — иронизирует д-р Найт.

«Моё сердце сжалось, потому что всё было не так, как при обучении студентов в Америке», — переживал он.

Бизнес-партнёр

Во время преподавания в университете доктор Найт встретился со своим предполагаемым деловым партнёром, г-ном У, который прилетел из Пекина. Они встретились и подписали контракт.

Доктор Линн Найт в Шанхае, Китай, 2008 год. Фото: Dr. Lynn Knight


Доктор Линн Найт в Шанхае, Китай, 2008 год. Фото: Dr. Lynn Knight

«У нас была договорённость, — рассказал доктор Найт. — Я объяснил г-ну У, что хотел бы организовать консалтинговый бизнес, и тот ответил: “Хорошо, но мне нужен человек с опытом, потому что мы не знаем, как вести такой бизнес в Китае. Я хочу познакомить тебя с китайскими, а также международными организациями. Ты внушил мне доверие. Я займусь маркетингом, найду клиентов, а ты подготовишь программу”. Я подумал, что это хорошая идея. Мы обменялись нашими визитками, и я стал готовить одну из программ по управлению».

Затем г-н У попросил образец презентации, сказав, что есть ещё один человек, участвующий в деле, и он будет помогать разрабатывать маркетинговые цели.

Доктор Найт ничего не заподозрил и дал ему письменное представление с изложением почти всего бизнес-плана, его интеллектуальной собственности. «Парень был в восторге и сказал, что бизнес должен пойти очень хорошо», — вспоминал доктор Найт.

Затем г-н У попросил: «Сделайте образцы презентаций, которые вы могли бы дать организациям, это поможет открыть больше дверей».

«Я послал ему информацию. Он просил дополнительные данные. Я представил ему всё. И сразу после этого он перестал звонить. Я пробовал связаться с ним по электронной почте. Чтобы дозвониться, мне пришлось ехать в другой город, потому что в университете был только один телефон. Он исчез, полностью пропал. Было похоже, что парня вообще не существует», — возмущался доктор Найт.

Так происходило 2 раза. Доктор Найт тогда понял, что надо быть более осторожным.

Сохранение рассудка

Были и другие раздражающие и тревожные вещи. Доктор Найт рассказал, что в университете на ночь их запирали, якобы во избежание воровства. Он должен был подкупать охранников, чтобы они выпустили его утром на пробежку. Он также узнал, что владелец университета был наркобароном, который продавал наркотики из Бирмы.

Примерно через 6 месяцев доктор Найт посчитал, что лучше было бы уволиться оттуда, пока он не пострадал. Но после первого отрицательного опыта он всё же не хотел возвращаться в Америку, так как был уверен, что в других областях Китая всё по-другому, а ему просто не повезло.

Во время «Праздника весны» он и трое его зарубежных коллег решили, что было бы лучше упаковать имущество и отправиться в Сямынь. Так как они не знали, как всё делается в Китае, то просто сказали, что собираются в отпуск.

Доктор Найт уже связался через друга с Университетом Цзимэй в Сямыне, чтобы убедиться в наличии вакансии. Кроме того, этот университет сотрудничал с колледжем Киука в Нью-Йорке. Это его немного обнадёживало.

«Я начал преподавать развитие лидерства и организационного поведения. Там было лучше по сравнению с теми условиями, где я начинал. Я почувствовал себя немного расслабленным», — сказал д-р Найт.
Но потом всё начало меняться. То, что ему обещали устно, не соответствовало действительности.

Появились и проблемы с преподаванием этики, он не мог сказать, что хотел. В каждом классе сидит коммунистический шпион, который следит за иностранным преподавателем, объяснил доктор Найт. Это может быть студент университета или партийный работник. Работа этого человека заключается в том, чтобы сообщать всё, что может быть интерпретировано как негатив для коммунистического правительства. Короче говоря, сказав что-либо о религии, например, вы можете быть немедленно депортированы.

«Когда вы в Китае затрагиваете этику, те основные ценности, на которых мы воспитаны, имея глубокое понимание того, что правильно, а что неправильно, что правда, а что ложь, то всё переворачивается вверх дном. Этот человек солгал мне. Он знает, что лгал мне, я знаю, что он лгал мне, но он сидит с каменным лицом, как бы говоря: “Я не лгал вам”».

Обман также был распространён и в Университете Цзимэй. Как-то коллега сказал Найту, что 75% студентов в Китае обманывают, чего он никак не мог ожидать.

«Я начал думать, почему так происходит? Как бихевиорист (бихевиоризм — наука о поведении), я всегда смотрю на образцы поведения, на то, какое влияние оно оказывает на окружающих. Поэтому я сказал себе, что должен всё рассматривать рационально, чтобы сохранить мой рассудок. Сложно понять, почему люди так себя ведут, если можно поступить правильно, и сделать это очень легко и просто».

Доктор Найт продолжил: «Независимо от того, куда вы идёте, есть определённые нормы поведения, которые являются общими для всех нас. Это те основные вещи, человеческие ценности и мораль, к которым относятся честность и способность оказать помощь, когда другое человеческое существо в ней нуждается. Эти основные ценности многие страны считают истинными, за исключением Китая. И это один из вопросов, который многие иностранные юридические лица упускают, когда приходят с бизнесом в Китай».

За 8 лет жизни в Китае доктор Найт поработал во многих образовательных и коммерческих организациях. В качестве консультанта он имел возможность работать в международных компаниях, в том числе BMW и Lenovo, и узнал, что вопросы сотрудничества с китайскими компаниями и китайскими работниками, отсутствие целостности и нравственности, являются большой проблемой для иностранных компаний.

«Конечно, власти сильно влияют на ситуацию, — считает Найт. — То, что делает правительство, отражается на поведении людей. То, что люди видят в поведении чиновников, то и переводят на повседневность. Если власть коррумпирована, то люди будут вести себя соответственно. Они скажут: “Чиновники могут так поступать, поэтому я тоже могу так делать”».

Эта точка зрения большинства китайского населения была сформирована Дэн Сяопином, который призывал китайский народ идти к успеху любой ценой, не взирая на обстоятельства. Дэн Сяопин сказал: «Не важно, чёрная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей — это хорошая кошка». То есть не имеет значения, какие методы вы используете. Пока вы делаете деньги, можно обманывать, лгать, воровать и загрязнять окружающую среду, лишь бы заработать деньги!

«Когда подавляющее большинство, от 75 до 80% населения страны, считает, что такое поведение является нормальным или допустимым, то эта страна и правительство не идут в ногу с остальным миром», — сказал доктор Найт.

Он пояснил, что иностранцы часто вынуждены забывать об основных ценностях, чтобы вести бизнес в Китае. На некоторых это повлияло настолько, что они были вынуждены покинуть Китай. Многие международные менеджеры не смогли «переломить» себя, чтобы продолжать работать в стране, которая требует от вас делать то, что не соответствует моральному стандарту.

«Мне было очень трудно соглашаться с этим, — сказал Найт. — И если честно, я много раз спорил с различными организациями и людьми, потому что отказывался идти на компромисс, против своей совести … Это действительно было испытанием для меня как человека, как человеческого существа. Тем не менее, нездоровое поведение является нормальным явлением в Китае».

Одно из правил в Китае — сохранить лицо. Доктор Найт говорит: «Нельзя никому прямо говорить, что он лжёт или ошибся. Когда вы находитесь на совещании и знаете, что информация, которую вам дают — плагиат, а они пытаются преподать её как свою собственную, вам нельзя сказать об этом. Я чувствовал, что нахожусь в мире, который перевёрнут вверх дном, в сумеречной зоне», — сказал д-р Найт.

Дискриминация

Доктор Найт поведал, что в Китае большую роль играет цвет кожи. Большинство китайцев дискриминируют людей по цвету кожи. Найт — афроамериканец, и пережил много смешных и печальных ситуаций.

Китайцы также по-особому относятся к белым. Доктор Найт пояснил: «На сегодняшний день белый человек рассматривается как своего рода привилегированный. Но, с другой стороны, на белых смотрят свысока. В общем, белые для них – это люди, на которых можно заработать».

Самый страшный инцидент, связанный с расовой дискриминацией, произошёл 21 сентября 2007 года в Пекине, когда он преподавал в Аграрном университете, одном из 3-х лучших университетов в Пекине.

В пятницу вечером Найт планировал встретиться с друзьями за обедом. Но коллега позвонил ему и сказал, что сегодня не самое хорошее время для прогулки по городу. Полиция Пекина избивала каждого человека с тёмной кожей. Поэтому он решил остаться дома.

Китай готовился к Олимпийским играм, и китайское правительство хотело «очистить» Пекин, чтобы весь мир увидел, как хорошо и безопасно в столице, объяснил Найт.

Как позже узнал доктор, силы безопасности привезли сотни бедных парней из сельской местности, одели их в чёрные комбинезоны, провели курсы «обучения» и вооружили их палками. А потом они получили приказ избивать всех с тёмной кожей, не важно, кто и где это был: в ресторане или с семьёй прогуливался по улице или был в продуктовом магазине.

Молодых людей обучали по видеозаписи с избиением Родни Кинга, которое произошло в 1991 году в Лос-Анджелесе, как пояснил Найт.

«Я узнал это от одного человека, с которым я работал. Он заявил, что один из его друзей оказался полицейским, который принял участие в обучении, где показывали эту ленту», — сказал Найт.

«Таким образом, в течение четырёх часов эти бандиты бродили по району и избивали каждого тёмнокожего мужчину, независимо от того, кем он был. Сын дипломата Карибского бассейна также пострадал. Его рука была сломана от побоев».

Большинство пострадавших были африканскими эмигрантами, которые оказались в этом районе. Доктор Найт объяснил: «Если вы из Африки, то в Китае это, как поцелуй смерти». Великобританская The Guardian была единственным международным СМИ, которое сообщило об этом инциденте в статье от 25 сентября 2007 года.

«На следующее утро я и несколько моих друзей пошли посмотреть, что произошло накануне вечером. На моих глазах были слёзы, — сокрушался д-р Найт. — Власти пытались спешно навести порядок после страшной ночи, надеясь успеть прибраться до того, как многие увидят последствия безумной жестокости. По улицам текла вода, смешанная с кровью, улицы были похожи на реки крови после избиений».

Доктор Найт слышал, как один американец спросил пекинского полицейского, как власти могут быть такими жестокими. Ему ответили: «Мы узнали о таких методах от американской полиции. Разве вы в Америке поступаете не так же?» Американец сказал: «Ты сильно отстал. В Америке давно уже так не делают».

Не верьте СМИ

Доктор Найт сказал, что не имеет никакого желания возвращаться в Китай. Он не советует людям в этот момент ехать в Китай, чтобы не рисковать своим бизнесом, учитывая текущие социальные и политические проблемы в стране.

Когда он покинул Америку и отправился в Китай, он основывался на общении с китайцами, которые стали гражданами Америки. Некоторые жили в США боле 80 лет. Они трудолюбивые, честные, надёжные и умные. «Когда я приехал в Китай, то увидел совершенно противоположное», — посетовал он.

Доктор Найт пишет книгу о своём опыте, чтобы люди знали о настоящей ситуации в Китае, которая не совпадает с тем, что обычно сообщается в средствах массовой информации. По его словам, коммунистическая история страны наложила грязный отпечаток на поведение людей в материковом Китае сегодня.

«Мы судим о Китае через экономические показатели: как будто это страна, где процветает бизнес и есть большие возможности. На самом деле всё не так! Мы должны знать сегодняшнюю культуру и почему китайский народ стал таким, — считает доктор Найт. — Если вы действительно не понимаете, кто ваши конкуренты, как вы можете работать с ними? Как вы узнаете, какие решения будут правильными?»
*****
Вы можете связаться с д-р Линном Найтом по адресу: [email protected]

Версия на английском
_______________________________________________________________________

Если вы занимаетесь маркетингом и хотите продвинуть более широко свой бизнес, реклама по CPA на cpazy.com может существенно улучшить возможности заработка в сети. Большой опыт работы компании позволит существенно поднять технические моменты сайта, анализ, статистику, чтобы увеличит его кликательность . Здесь также можно найти самые свежие новости о промо-акциях на сайтах рекламодателей, лучшие партнёрские программы и получить необходимые консультации.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА