Как приструнить недобросовестного подрядчика?

The Epoch Times19.02.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:14
Как приструнить недобросовестного подрядчика? Фото с itfoto.ru
Как приструнить недобросовестного подрядчика? Фото с itfoto.ru
Инвестиции в нефтепереработку и нефтехимию растут с каждым годом. Компании вынуждены привлекать все больше подрядчиков для проектирования и строительства новых объектов.
К сожалению, качество работы этих организаций не растет пропорционально объему работ. Более того, в ряде случаев их провалы могут очень дорого обойтись заказчикам. Промышленная группа «Генерация», Институт нефтехимпереработки Башкирии и другие нерадивые подрядчики уже поплатились своей репутацией. Как показывает практика, некомпетентность наказуема даже в наших российских условиях.
Ситуация, когда по истечении указанных в договоре сроков, заказчики вместо нового объекта получают убытки, стала почти обыденной. Мол, стройка – вещь непредсказуемая. Инспектируя олимпийские объекты, Владимир Путин недавно отметил: в случае масштабных строек рост сметы практически неминуем. Но как мириться еще и со срывом сроков?

Если государство может позволить себе дорогостоящие ошибки, то для компаний провалы подрядчиков означают месяцы и даже годы ожидания, многомиллионные траты и репутационные издержки. Так, в частности, правительство продлило сроки действия разрешения на реализацию топлива стандарта «Евро-2» — до конца 2012 года, «Евро-3» — до конца 2014 года, «Евро-4» — до конца 2015 года.

Нефтяники должны были использовать эту отсрочку для модернизации нефтеперерабатывающих заводов (обязательства были закреплены в четырехсторонних соглашениях с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом). Ежегодно стороны соглашения должны отчитываться перед правительством о выполнении программ. И вот, несмотря на личную заинтересованность президента (Владимир Путин еще летом 2011 года выражал недовольство низкими темпами модернизации НПЗ), к осени 2012 года стало понятно, что отставание от графика ввода новых установок — почти 70%.

Нефтяники объясняют эту ситуацию проблемами с подрядчиками. И вопрос даже не в том, насколько они на самом деле торопятся. Важнее, что такое объяснение вполне соответствует здравому смыслу: заключая договор с подрядчиком, необходимо быть готовым к срыву сроков и заранее учитывать дополнительные расходы. То есть, презумпция непрофессионализма в отношении подрядчиков — это уже привычно и почти нормально.

На этом фоне случаи «сопротивления» заказчиков, готовых отстаивать свои интересы, становятся показательными исключениями. В 2011 году Институт нефтехимпереработки республики Башкортостан выплатил «ТАНЕКО» (дочернее предприятие «Татнефти») неустойку в размере 1,5 млн. рублей. Причем, история отношений института и «ТАНЕКО» на этом не закончилась: в настоящее время арбитражный суд республики Татарстан рассматривает еще один иск от ТАНЕКО по поводу 1,5 годовой задержки проектировки установки висбрекинга (уже на5,5 млн рублей).

Принципиальную позицию в отношении недобросовестных подрядчиков занимает холдинг СИБУР. В 2011-2012 годах «Тобольск-Полимер» подал иски против строительных компаний «Мостовик» и «Мирмэкс». Стороны пришли к мировым соглашениям, суммы компенсаций были невелики (500 и 278 тыс. рублей), но, по крайней мере, подрядчики признал правоту заказчика.

Гораздо большие суммы (десятки и сотни миллионов рублей) фигурируют в иске дочки холдинга – Сибур-Нефтехима к ЗАО Промышленная группа Генерация (г. Березовский). Контракт с ПГ Генерацией был заключен еще в 2007 году, к июню 2009 года на территории завода «Капролактам» ПГ «Генерация» обязалась построить паровую котельную. Президент ПГ Генерация Валерий Лаптев поставил свою личную подпись на контракте. В октябре 2010 года котельная все еще не была построена и стороны расторгли договор. В результате «Сибур-Нефтехим» вынужден был платить Дзержинской ТЭЦ сотни миллионов рублей за пар.

Стоит отметить, что руководство Промышленной группы «Генерация» потратило деньги (795 млн рублей) уже на этапе закупки оборудования. Что это: воровство или элементарная некомпетентность? Представители ПГ «Генерация» могли бы при желании прокомментировать. Во всяком случае, репутация компании и Валерия Лаптева испорчена. А ведь Промышленная группа Генерация это не только уральский новодел.
История Промышленной группы «Генерация» берет начало с создания в 1993 году ЗАО «Уралкотломаш», производившего котельное оборудование. С 2000 по 2006 год в состав холдинга вошли такие активы как: ЗАО «Уралкотломаш» (Березовский, Свердловская область), ОАО «Нефтемаш» (Сызрань, Самарская область), ОАО «Теком» (Монастырище, Украина), ОАО «Буланашский машиностроительный завод» (Буланаш, Свердловская область), ОАО «Дзержинский завод химического машиностроения» (Нижегородская область), АО «UPET» (Тырговиште, Румыния), ООО «Росэкофакел» (Сызрань, Самарская область), а также научно-исследовательские и проектные организации: СибНИИНП (Тюмень), Научно-технический центр (Саратов), УралНИИГипрозем (Екатеринбург). Ради мимолетной прибыли, ПГ Генерация поставила все эти предприятия всех под угрозу.

Случай с Промышленной группой «Генерацией» стал важным предупреждением другим подрядчикам. Привлекательность посылаемой на тендер заявки должна подкреплятся готовностью поддерживать свою репутацию незапятнанной.

Другим показательным примером стала история с утилизацией химических отходов компанией «Стройхимматериалы». Ее бывший директор был осужден на 2,5 года за незаконную предпринимательскую деятельность по утилизации особо опасных отходов в 2009 году. Но принципы работы компании от этого не изменились. В 2011 году руководство заволжского филиала компании (Ивановская область) закачало в километровую скважину более трех тысяч тонн опасных химических отходов чувашского «Химпрома».

Лицензии на утилизацию компания не имела. В результате – серьезный экологический риск (возможна утечка четыреххлористого углерода и отработанной серной кислоты в Волгу) и новое уголовное дело. Можно ли дальше работать с таким подрядчиком? И как измерить ущерб репутации самого «Химпрома», доверившего такому исполнителю транспортировку и утилизацию опасных промышленных отходов?

Не стоит забывать, что на опасных производствах некомпетентность строительных или ремонтных подрядных организаций может стать бомбой замедленного действия. К примеру, летом 2010 года на «Салаватнефтеоргсинтезе» (теперь «Газпром нефтехим Салават») произошел пожар.

По мнению комиссии Ростехнадзора, он был вызван утончением стенки трубопровода пропилена, которое произошло вследствие атмосферной коррозии. Но исходной причиной аварии стало отступление от технологии при монтаже трубопровода и ненадлежащий контроль над качеством монтажа. Существует, впрочем, еще и неофициальная версия, согласно которой подрядная ремонтная организация начала огневые работы не на той трубе, «просто перепутав» эстакады – характерное свидетельство уровня компетентности подрядчика.

Проблема заключается, по-видимому, в том, что привлекательность «быстрых денег» в этой сфере часто перевешивает стратегические выгоды. Схалтурить или просто украсть кажется выгоднее, чем старательно поддерживать свою репутацию.

В конце концов, не так много заказчиков, готовых судиться с подрядчиком «в педагогических целях». Однако, очевидно, что нет иного способа повлиять на этот рынок, чем предъявлять высокие требования: устанавливать для работников подрядчика те же нормы поведения на площадке и охраны труда, что и для своих сотрудников, настаивать на соблюдении сроков и, если требуется, защищать свои интересы в суде.

Репутация должна стать более действенным и значимым инструментом. Промышленная группа «Генерация», «Стройхимматериалы», Институт нефтехимпереработки Башкортостана – история этих компаний имеет в этом смысле важное поучительное значение: потеря репутации не должна обходиться дешево.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА