Журналистские расследования могут привести к изменениям в обществе

Автор: 22.08.2017 Обновлено: 30.08.2023 18:13

Журналистские расследования за последнее десятилетие внесли неоценимый вклад в повышение прозрачности и подотчётности во всём мире.

(Слева-направо) Давид Каплан, директор «Глобальной следственной журналистской сети»; Маргарита Салливан, старший директор «Центра международной медиа помощи»; Дрю Салливан, основатель сети журналистики, и Шейла Коронель, представитель «Стабильного центра журналистских расследований», на Форуме по журналистским расследованиям в Вашингтоне, округ Колумбия, 16 января 2013 года. Фото: Gary Feuerberg/The Epoch Times


(Слева-направо) Давид Каплан, директор «Глобальной следственной журналистской сети»; Маргарита Салливан, старший директор «Центра международной медиа помощи»; Дрю Салливан, основатель сети журналистики, и Шейла Коронель, представитель «Стабильного центра журналистских расследований», на Форуме по журналистским расследованиям в Вашингтоне, округ Колумбия, 16 января 2013 года. Фото: Gary Feuerberg/The Epoch Times

Журналистские расследования были поддержаны некоторыми правительствами, в том числе «Агентством США по международному развитию», независимой организацией правительства США, а также Государственным департаментом и некоммерческими организациями. Они рассматривают расследования репортёров как важное средство борьбы с коррупцией, содействию демократизации и верховенству закона.

Тем не менее, на журналистские расследования уходит только 2% всех денег, поступающих на развитие средств массовой информации. Большая часть финансирования идёт на базовую подготовку средств массовой информации и их работу, а не на выработку навыков и ресурсов для действительного расследования сложных вопросов и раскрытия важных фактов.

«Журналистские расследования крайне трудны, — сказал Дрю Салливан 16 января, выступая на форуме в Вашингтоне по поддержке журналистских расследований во всём мире. — Чтобы стать хорошим репортёром, нужны десятилетия. Навыки проведения расследования нельзя получить в трёхдневный срок».

Салливан – опытный журналист и медиа-специалист по развитию. Он участвовал в разработке и создании «Центра журналистских расследований» в Боснии и Герцеговине, независимой региональной новостной организации.

Давид Каплан, ветеран журналистских расследований, который также выступил на форуме, описал работу репортёров как систематическую, глубокую проверку фактов с использованием первоисточников. Расследования часто связаны с раскрытием тайн и интенсивным использованием данных. По его словам, сложилась традиция делать упор на социальную справедливость и ответственность.

Каплан в настоящее время является директором «Глобальной следственной журналистской сети» (ГСЖС, Global Investigative Journalism Network), ассоциации из 70 с лишним организаций в 35 странах мира, которые поддерживают расследования.

Некоммерческие организации оказывают большую поддержку

Некоммерческие организации играют ключевую роль в глобальном распространении журналистских расследований. В 2007 году ГСЖС определила 39 некоммерческих организаций, представляющих центры, учебные заведения, профессиональные ассоциации и интернет-сети в 26 странах мира. К 2012 году их количество возросло до 106 в 47 странах.

Занимающаяся журналистскими расследованиями крупнейшая в Соединённых Штатах некоммерческая организация ProPublica имела в 2011 году бюджет более 10 миллионов долларов. Центр журналистских расследований (Center for Investigative Reporting) и Center for Public Integrity имеют бюджеты чуть более $ 5 миллионов.

В 1970-х годах было лишь 3 таких некоммерческих организации. «Фонд журналистских расследований» начал работу в 1969 году с финансированием местных журналистов. Первым получателем гранта был Сеймур Херш, который исследовал массовое убийство в Сонгми во Вьетнаме, он получил Пулитцеровскую премию за отчёт.

Некоторые не хотят раскрывать факты

Задача, стоящая перед некоммерческими организациями, состоит в том, чтобы попытаться облегчить журналистские расследования на месте. По словам Салливана, многие владельцы газет имеют политические интересы: «Очень большой процент изданий по всему миру связан с политической или организованной преступностью, поэтому так мало стимулов для разоблачений».

Каплан написал в докладе «Расширение возможностей независимых СМИ», что расследования говорят о том, что «больше половины владельцев средств массовой информации в Бухаресте, столице Румынии, были под следствием за вымогательство денег или дачу взяток». Салливан сказал ему в интервью, что центр в Боснии выявил аналогичные схемы.

«Такие владельцы вряд ли будут спонсировать семинары о том, как расследовать преступления и коррупцию, и не разрешат редакторам печатать нелицеприятные истории о злоупотреблении властью местными чиновниками», — считает Каплан.

Следственные репортёры сталкиваются с угрозой их безопасности и правовыми проблемами. «У нас были журналисты, которые оказались под угрозой жизни или под следствием. Иногда им надо было очень быстро уезжать из страны», — рассказал Салливан.

Развитие средств массовой информации накладывает определённую ответственность. «Надо осознавать правовые риски, когда размещаешь что-то в Интернете. В 220 странах можно понести юридическую ответственность, — объяснил Салливан. — Ошибка может кого-то обидеть или даже убить».

Шейла Коронель, директор «Стабильного центра журналистских расследований» (СЦЖР) в Колумбийском университете, в 1989 году основала «Филиппинский центр журналистских расследований» (ФЦЖР). Тогда у неё было всего несколько сотен долларов и одна печатная машинка. Под руководством Коронель центр стал «золотым стандартом расследований в Азии», как утверждает Каплан. Он стал известным, опубликовав серию статей о скрытых богатствах президента Джозефа Эстрады, который был уличён в грабежах и был вынужден уйти в отставку.

«Наставник филиппинского центра расследований практически в одиночку воспитал поколение журналистов-следователей на Филиппинах и распространил свои ноу-хау по всей Азии», — пишет Каплан.

Коронель попыталась объяснить на форуме некоторые причины успеха ФЦЖР. «У нас не было финансирования более года, но у нас было содержание, и мы должны были показать, что мы можем работать».

Она рассказала Каплан о чрезвычайно высоких стандартах точности: «Статьи проходят через несколько уровней редактирования. Мы ждём иногда месяцы, чтобы получить другую сторону истории, в том числе в случае Эстрада».

Почти половина из них (49%) считают журналистские отчёты эффективным средством в борьбе с коррупцией в частном секторе. Почти во всех странах люди считают, что от них больше пользы, чем от антикоррупционных законов.

Развитие фондов СМИ

Журналистские расследования — только один вид развития средств массовой информации. Необходимо укреплять СМИ и в других странах, помогая им стать независимыми и профессиональными.

Американские государственные и частные источники в 2010 году выделили гранты на развитие СМИ на сумму 222 млн долл. США. Это на 56% больше, чем в 2006 году.

Правительство США оказало помощь средствам массовой информации в Ираке и Афганистане. По данным СЦЖР, «Агентство США по международному развитию» ($ 63 млн) и Государственный департамент ($ 44 млн) делают самые значительные взносы.

В 2010 году во всём мире на международную помощь средствам массовой информации было потрачено почти полмиллиарда долларов ($ 487 млн), из которых 84% выделили государственные учреждения Соединённых Штатов и Европейского Союза. Приблизительно $12 млн (2%) пошло на продвижение журналистских расследований, как сообщил Каплан.

Однако Салливан считает: «Спонсоры заинтересованы в журналистских расследованиях, вероятно, больше, чем может показаться на первый взгляд».

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА