Детское лицо войны

Автор: 30.04.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:16
9 мая в очередной раз пройдут военные парады, будут возложены официальные венки и простые букеты к памятникам тех наших соотечественников, кто защищал Родину в немыслимо тяжкие для всех годы. Сегодня уже из редких рассказов участников сражений можем оценить их подвиг и поклониться им. Однако сегодня же миллионы детей войны вспоминают своё несытое детство, горькую потерю отца, отчаянный труд матери, надрывавшейся в цехах и на полях.

Эта детская память невольных очевидцев вызывает и сочувствие, и восхищение теми, теперь уже пожилыми людьми. Только три судьбы детей войны, но из разных концов огромной страны, поэтому это своеобразный общий портрет тех детей. Настя, Миля и Стелла, оставим их детские имена, как свидетельство того времени.

Настя из Сибири

В далеком от центра России селе Красноярского края оказалась после столыпинских реформ семья солдата царских полков, деда Насти. Перед революцией начали обживаться, живя упорным трудом, но на себя и детей. Да не успели достроить свой дом, разметала людей Гражданская война. Пришли колхозы, согнали скот в общие фермы, стали сообща обрабатывать поля. Однако председателя прислали городского, стали по его приказу то сеять в ещё мёрзлую землю, то собирать хлеб не во время и сдавать весь урожай по обязательной развёрстке. На посев получали зерно уже заражённое овсюгом. Урожаи сократились. Семьи у всех большие, трудодни считали на «палочки» и выдавали за них 50 кг зерна на год. Прокормишься ли?

Настя родилась за несколько лет до войны, в свои шесть (!) лет уже начала работать. Отцу было не прокормить большую семью: отдали девчушку в няньки за еду. Подросла, стала ходить в школу в большое село за 12 км. Всегда хотела учиться. В 10 лет пошла весной в лес, искать заблудившуюся скотину, встретила волка, бросилась бежать, спаслась, но от страха обездвижила. Спасла знахарка. Снова пошла учиться, но не смогла, перестали складываться буквы и цифры, сказалась болезнь. В деревне нельзя сидеть без работы. Сочувствуя настойчивой девчушке, начальник почты того большого села назначил её почтальоном. В свои десять с небольшим ездила каждый день на коне за почтой, да ещё на нём привозила воду с реки старикам. Бригадир, правда, ругался. В сезон не до почты, поставили девочку на сеялку, а потом и к штурвалу трактора. Уже подростком выучилась в соседнем городе на механика. Поработала с техникой на полях, потом на ферме, где нужно было дважды за день выдоить руками 20 коров. При своих «метр пятьдесят с кепкой» характера была сильного и неуёмного. Сумела получить паспорт (советские колхозники не могли покидать деревень до 60-х годов, пока им не стали выдавать паспорта, а где тебя примут на работу без документа?). Больше поучиться не удалось, а хотелось…

Много ещё пришлось пережить-перетерпеть. Родила пятерых детей. Приехала на грани веков к дочери в Петербург, откуда предки родом, думала отдохнуть. Однако пришлось взять на воспитание двоих внуков, детей умершей младшей дочери. Воспитала, обучила. Жизнь продолжается.

Стелла из Антверпена

Детское лицо войны
Миля: Весна – это надежда. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Семья инженера бежала из фашистской Испании в Бельгию. Прекрасного специалиста сколько мог, защищал от ареста хозяин предприятия, но нацисты были последовательны. После очередного налёта, 4х-летняя еврейская девочка Стелла была брошена с мамой в один концлагерь — Равенсбрюк, отец в другой. Мама упала без сил ещё на пороге лагеря, больше её Стелла не увидит никогда. В 1945 году ворота лагеря открылись. Свобода, да куда идти ребёнку? Взяла с собой двоих детей русская женщина и привезла в родную Белоруссию. Сдала, сожалея, в детский дом, а сама отправилась на поиски своего сынка.

Не только нищету и холод послевоенного детства сполна пережила испано-бельгийско-еврейская девочка Стелла, но ощутила и доброе отношение простых людей. Встречались люди, которые могли обнять и согреть чужую девочку, которая на один лишь вечерок убегала в соседний город, чтобы побывать в семье. Так и рос ребёнок, не переставая переживать горькое одиночество. Помнит Стелла ещё одну страшную картину: никогда не могла девочка смотреть на огонь в печи — сердце разрывалось, вспоминая, как сожгли маму.

Повзрослев, Стелла приехала в Ленинград навестить свою лагерную «маму», да так и осталась в её семье, судьба счастливо соединила её с сыном «мамы». Вся жизнь прошла в трудах и заботах о муже, свекрови и детях. И сейчас неугомонное сердце не даёт покоя, переживает бабушка Стелла за здоровье крошечной внучки, заботится о своих товарищах по лагерному детству. Она возглавляет одну из организаций малолетних узников лагерей в Петербурге. Около 400 её соратников этой весной вновь выбрали её своим председателем. Никуда не денешься: знают они – это человек, которому можно довериться, который всегда поможет. А помощь этим пожилым, уставшим и натерпевшимся людям так нужна!

Миля из-под Ленинграда

Немцы маршем подходили к Ленинграду. Учительница с тремя дочками должна была срочно покинуть большое селение, где работала, считая невозможным остаться под оккупацией. В последний поезд не брали – «не положено штатским», да помог добросердечный военный. Выскочил уже почти на ходу, побросал багаж и девчонок в вагон, и поехали. Так оказались на Волге. Мама днём учительствовала, потом нужно было и о пропитании позаботиться и десятки тетрадей вечером проверить. В этом уже помогала Миля, хорошей была ученицей. Однако в свои 13, почти уж взрослая, так считалось тогда, пошла на фабрику, где делала пыжи для оружия. Тяжело было очень, но доброму сердцу девочки тяжелее было смотреть, как надрывается дорогая мама. Всё сдюжили, выжили.

Дальше жизнь сложилась «обычно»: успешная работа и хорошая семья. Однако уже много лет назад стал волновать вопрос: для чего живу, в чём смысл жизни? В конце века мир стал более открытым: однако разнообразные духовные книги и проповедники не давали ответа. «Случай» помог встретить учение о Вселенной и сути существования.

Сейчас живёт Миля заботами о семье дочери, благодарная судьбе, что пришло твёрдое понимание: всё имеет свои причины и исток. Не бывает плохих судеб, каждый человек получает по прошлым делам и заслугам. Миля живёт, совершенствуя и соизмеряя себя с Истиной-Добротой-Терпением. Ей хочется заглянуть в глаза каждому, кого встретит, и попросить его подумать: Для чего живём? У неё ответ есть.

Три ещё далеко не законченные судьбы. Три примера, которые могут напомнить всем, что даже страшные обстоятельства не сломят человека, сильного духом и верой, что он живёт не только для себя, но и для других.

Стела говорит: «Я мечтаю только о том, чтобы никогда – никогда ничьи дети на нашей Земле не переживали того, что несёт с собою война». Поистие, не пожелаем ни одному ребёнку испытаний, которые принесла им та жестокая битва двух тиранов.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА