Детское лицо войны
Эта детская память невольных очевидцев вызывает и сочувствие, и восхищение теми, теперь уже пожилыми людьми. Только три судьбы детей войны, но из разных концов огромной страны, поэтому это своеобразный общий портрет тех детей. Настя, Миля и Стелла, оставим их детские имена, как свидетельство того времени.
Настя из Сибири
В далеком от центра России селе Красноярского края оказалась после столыпинских реформ семья солдата царских полков, деда Насти. Перед революцией начали обживаться, живя упорным трудом, но на себя и детей. Да не успели достроить свой дом, разметала людей Гражданская война. Пришли колхозы, согнали скот в общие фермы, стали сообща обрабатывать поля. Однако председателя прислали городского, стали по его приказу то сеять в ещё мёрзлую землю, то собирать хлеб не во время и сдавать весь урожай по обязательной развёрстке. На посев получали зерно уже заражённое овсюгом. Урожаи сократились. Семьи у всех большие, трудодни считали на «палочки» и выдавали за них 50 кг зерна на год. Прокормишься ли?
Настя родилась за несколько лет до войны, в свои шесть (!) лет уже начала работать. Отцу было не прокормить большую семью: отдали девчушку в няньки за еду. Подросла, стала ходить в школу в большое село за 12 км. Всегда хотела учиться. В 10 лет пошла весной в лес, искать заблудившуюся скотину, встретила волка, бросилась бежать, спаслась, но от страха обездвижила. Спасла знахарка. Снова пошла учиться, но не смогла, перестали складываться буквы и цифры, сказалась болезнь. В деревне нельзя сидеть без работы. Сочувствуя настойчивой девчушке, начальник почты того большого села назначил её почтальоном. В свои десять с небольшим ездила каждый день на коне за почтой, да ещё на нём привозила воду с реки старикам. Бригадир, правда, ругался. В сезон не до почты, поставили девочку на сеялку, а потом и к штурвалу трактора. Уже подростком выучилась в соседнем городе на механика. Поработала с техникой на полях, потом на ферме, где нужно было дважды за день выдоить руками 20 коров. При своих «метр пятьдесят с кепкой» характера была сильного и неуёмного. Сумела получить паспорт (советские колхозники не могли покидать деревень до 60-х годов, пока им не стали выдавать паспорта, а где тебя примут на работу без документа?). Больше поучиться не удалось, а хотелось…
Много ещё пришлось пережить-перетерпеть. Родила пятерых детей. Приехала на грани веков к дочери в Петербург, откуда предки родом, думала отдохнуть. Однако пришлось взять на воспитание двоих внуков, детей умершей младшей дочери. Воспитала, обучила. Жизнь продолжается.
Стелла из Антверпена

Миля: Весна – это надежда. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Не только нищету и холод послевоенного детства сполна пережила испано-бельгийско-еврейская девочка Стелла, но ощутила и доброе отношение простых людей. Встречались люди, которые могли обнять и согреть чужую девочку, которая на один лишь вечерок убегала в соседний город, чтобы побывать в семье. Так и рос ребёнок, не переставая переживать горькое одиночество. Помнит Стелла ещё одну страшную картину: никогда не могла девочка смотреть на огонь в печи — сердце разрывалось, вспоминая, как сожгли маму.
Повзрослев, Стелла приехала в Ленинград навестить свою лагерную «маму», да так и осталась в её семье, судьба счастливо соединила её с сыном «мамы». Вся жизнь прошла в трудах и заботах о муже, свекрови и детях. И сейчас неугомонное сердце не даёт покоя, переживает бабушка Стелла за здоровье крошечной внучки, заботится о своих товарищах по лагерному детству. Она возглавляет одну из организаций малолетних узников лагерей в Петербурге. Около 400 её соратников этой весной вновь выбрали её своим председателем. Никуда не денешься: знают они – это человек, которому можно довериться, который всегда поможет. А помощь этим пожилым, уставшим и натерпевшимся людям так нужна!
Миля из-под Ленинграда
Дальше жизнь сложилась «обычно»: успешная работа и хорошая семья. Однако уже много лет назад стал волновать вопрос: для чего живу, в чём смысл жизни? В конце века мир стал более открытым: однако разнообразные духовные книги и проповедники не давали ответа. «Случай» помог встретить учение о Вселенной и сути существования.
Сейчас живёт Миля заботами о семье дочери, благодарная судьбе, что пришло твёрдое понимание: всё имеет свои причины и исток. Не бывает плохих судеб, каждый человек получает по прошлым делам и заслугам. Миля живёт, совершенствуя и соизмеряя себя с Истиной-Добротой-Терпением. Ей хочется заглянуть в глаза каждому, кого встретит, и попросить его подумать: Для чего живём? У неё ответ есть.
Три ещё далеко не законченные судьбы. Три примера, которые могут напомнить всем, что даже страшные обстоятельства не сломят человека, сильного духом и верой, что он живёт не только для себя, но и для других.
Стела говорит: «Я мечтаю только о том, чтобы никогда – никогда ничьи дети на нашей Земле не переживали того, что несёт с собою война». Поистие, не пожелаем ни одному ребёнку испытаний, которые принесла им та жестокая битва двух тиранов.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times