О чем говорят каракули?

The Epoch Times07.05.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:16
Каждая мама старается сохранить удачные рисунки своего ребенка. А те из них, которые чем-нибудь не нравятся, обычно просто выбрасывают. Но гораздо лучше посмотреть на детские рисунки пристальнее. Одним из ключиков к определению состояния ребенка может служить то, что он рисует.

Не думайте, что рисунок – универсальный способ понять несказанное словами. Существуют разные мнения по поводу толкования детских рисунков. Но есть общие знания, которые могут пригодиться любящим родителям.

Одним из ключиков к определению состояния ребенка может служить то, что он рисует. Фото: Serhiy Kobyakov/Photos.com


Одним из ключиков к определению состояния ребенка может служить то, что он рисует. Фото: Serhiy Kobyakov/Photos.com

В возрасте до трех лет дети проходят две стадии развития своих изобразительных возможностей. Овладение различными навыками рисования может многое сказать о развитии малыша.

До двух лет ребенок еще только учится держать карандаш в руке и управлять им: рисовать черточки, линии, точки, штрихи, загогулины. Цвет в этот период не имеет никакого значения, а какая-нибудь фигура может получиться только случайно. Это пока еще просто эксперименты: для малыша важно, что от карандаша или от его рук на листе бумаги остается след.

На этом этапе важно дать ребенку возможность научиться работать с карандашом и бумагой, почувствовать себя уверенно. На стадии каракуль не нужно учить рисовать «правильно», держать или направлять детскую руку. До двух лет вполне достаточно уметь заполнять рисунками все чистые поверхности, оказавшиеся в зоне доступа.

Единственное, что должно вас настораживать: полное отсутствие интереса к рисованию.

С двух до трех лет ребенок начинает осознавать возможность отражения окружающего мира на листе бумаги. Он по-прежнему рисует каракули, но уже пытается объяснить окружающим, что изображено на рисунке. Со временем рисунки приобретают более-менее четкие очертания. Малыш изображает людей в виде круга – головы с ручками и ножками. На лице он рисует нос, рот, глаза, уши.

Это говорит о том, что формирование общих представлений о теле человека происходит адекватно и своевременно. Длительное же отсутствие на рисунках глаз, носа, ног или рук может говорить об отставании в развитии. Возможно, нужно обратиться к психологу. Особенно в тех случаях, когда ребенок развивается медленнее, чем его сверстники, плохо говорит.

В три года выбор цвета для рисунка тоже становится важным. О внутреннем благополучии малыша говорят как теплые (желтый, красный, оранжевый), так и холодные (синий, голубой, зеленый) оттенки. Вполне возможно, ребенку нравится работать с ярко-красным цветом, что еще не говорит о его агрессивности или внутреннем напряжении. Непоседы обычно любят яркие оттенки. А вот увлечение малыша насыщенным фиолетовым должно насторожить: это может свидетельствовать о тревоге и скрытых страхах.

Тихий, необщительный ребенок нередко выбирает бледные или темные оттенки, не исключая серого и черного. Если в целом кроха спокойный, доверяет близким, не нужно тревожиться. Но если черный цвет преобладает, рисунок нарисован жирными линиями или черными штрихами, стоит обратиться к психологу. Ребенок подавлен, живет в состоянии страха. Взрослым нужно с помощью специалиста разобраться в причинах и попытаться устранить их.

Никогда не критикуйте детские рисунки. Кроху это ранит, ведь он так старался. Если хотите его чему-нибудь научить, садитесь рядом и участвуйте. Учитывайте, что маленькие пальчики не всегда послушны, но занятия рисованием будут способствовать их развитию.

Обратите внимание на то, как ребенок заполняет предоставленный ему лист бумаги. Возможно, закрашивает все свободное пространство или только середину? Так малыш изображает мир, в котором ему приходится жить.

Попросите кроху нарисовать свою семью. Хорошо, если себя самого он поместит в центр, вокруг близких людей и даже любимые предметы, заполнив ими все пространство листа. Ребенок так и должен себя чувствовать в счастливой стране раннего детства.

Но если рисунок занимает только часть листа, все персонажи мелкие, а себя самого малыш рисует где-нибудь в углу, насторожитесь. Так обычно рисуют дети с заниженной самооценкой, те, кто не может справиться с предъявленными к ним требованиями, страдающие от критики взрослых.

Не стоит ждать, что ребенок перерастет. Даже если вы расскажете, как нужно рисовать, проблема никуда не исчезнет. Ее корни находятся внутри семьи. Тут очень важно быть внимательными всем окружающим взрослым и попытаться ее решить.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА