Художник Дмитрий Белюкин. Верность традиции реализма
«Белая Россия. Исход» (фрагмент). Картина Дмитрия Белюкина. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
«Белая Россия. Исход» (фрагмент). Картина Дмитрия Белюкина. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
«Император Николай II и великие княгини» (фрагмент). Картина Дмитрия Белюкина. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
В этих же традициях передвижников работы живописца – не простое точное отображение действительности для созерцания, а вызов зрителя на внутренний диалог и размышление.
Огромное полотно «Смерть Пушкина» — первое по времени создания, выпускная работа студента Суриковского института живописи. Надо было проявить немалую силу духа, чтобы изобразить великого поэта не в привычном образе вдохновенной личности, а на смертном одре, в окружении горестных лиц. Однако эта «смерть» стала для художника одной из главных творческих тем и остаётся любимой им. С. Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина, говоря о значении момента, изображённого на картине, заметил: «Пушкин, уходя из жизни, дал импульс другим творцам».
Не только пушкинский Петербург дал этот творческий импульс художнику, но и Пушкиногорье, где он провёл много времени. По совету знаменитого послевоенного хранителя тех мест С. С. Гейченко, Д. Белюкин создаёт иллюстрации к «энциклопедии русской жизни» «Евгению Онегину». Следуя традиционному направлению, художник пристально вглядывается в натуру, пейзажи, исторические интерьеры, костюмы эпохи достоверно представляют ту эпоху на 200 полотнах и листах, посвящённых роману Пушкина и его жизни.
Историческая точность изображения, свойственная живописцу, также вводит зрителя в различные эпохи жизни северной столицы. По его признанию, ещё будучи на этюдах в студенчестве, он москвич, влюбился в Петербург. Представленные в Манеже картины русской истории «Утренняя прогулка Екатерины Великой по Неве осенью 1789 года», «Ледоход на Неве в 1809 году и другие также соответствует понятию классического искусства. Вглядываясь в детали, зритель не только видит подлинную картину, но испытывает желание погрузиться в историю отечества, больше узнать о предках. Так из истории возникает перекличка с сегодняшним днём, «неразрывность сознания», как говорит сам автор.
«Себя отношу к художникам, которые стараются проводить в искусстве свою линию», – говорит Д. Белюкин. Своя линия, это значит, работать по вдохновению, а «это такие минуты, — по мнению художника, — когда на холсте получается лучше, чем задумывал, когда рука сама ведёт кисть, и картина вдруг начинает жить». Из уважения к зрителю картина должна быть «цельной, завершенной с неразмытым смыслом». Таково историческое полотно «Белая Россия. Исход», написанное в 90-е годы. Искусствоведы говорят о нём, как одном из первых на эту трагическую тему. «…мне никто не заказывал, это мои личные темы. Они возникают не потому, что мне приходит в голову воспеть какой-то эпизод истории, а скорее потому, что в жизни я вижу вдруг что-то похожее на то, о чём думаю», — говорит сам живописец.
Беспокоясь о будущем Родины, художник, видя сегодняшнее разделение общества, напоминает, что прошлое повторяется. На полотне трагический момент, когда гражданская война разделила общество, и часть его вынуждена покинуть Родину, что автор назвал по-библейски исходом. Художник говорит: «Я очень люблю историю, но, работая над картинами из жизни ХУШ – ХIХ веков или более ранних эпох, все равно говорю о дне сегодняшнем, нашей боли и радости. История современна – все повторяется».
Губернатор Петербурга Г Полтавченко, открывая выставку, назвал её «подарком даже взыскательной публике Петербурга», отметив её цельность, которая в том, что «художник вкладывает в изображение духовное и душевное начало».
Дмитрий Белюкин считает главным «передать зрителю гармонию трёхмерного пространства» и утверждает, что, как бы не пытались сегодня доказать, «что реализм никому не нужен. Оказывается нужен, как верность традиции живописи, цвету и тону звучания».
Выставка «Тихая моя Родина…» не кричит яркими красками и броскими образами, а своей серебристо-голубой гаммой и сдержанной манерой оставляет зрителю свободу прочувствовать и спокойно поразмыслить над сообщением художника.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать