Художник Дмитрий Белюкин. Верность традиции реализма

Автор: 10.05.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:16

«Белая Россия. Исход» (фрагмент). Картина Дмитрия Белюкина. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)


«Белая Россия. Исход» (фрагмент). Картина Дмитрия Белюкина. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

«Белая Россия. Исход» (фрагмент). Картина Дмитрия Белюкина. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)


«Белая Россия. Исход» (фрагмент). Картина Дмитрия Белюкина. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

«Император Николай II и великие княгини» (фрагмент). Картина Дмитрия Белюкина. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)


«Император Николай II и великие княгини» (фрагмент). Картина Дмитрия Белюкина. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
С 2005 года масштабная выставка одного из самых молодых академиков живописи, народного художника России Дмитрия Белюкина путешествует по России. Её знаковое название «Тихая моя Родина…», возрождает традиции передвижников XIX века, воспевавших историю России, её красоту и вечную боль за несовершенство человека и неустройство страны.

В этих же традициях передвижников работы живописца – не простое точное отображение действительности для созерцания, а вызов зрителя на внутренний диалог и размышление.

Огромное полотно «Смерть Пушкина» — первое по времени создания, выпускная работа студента Суриковского института живописи. Надо было проявить немалую силу духа, чтобы изобразить великого поэта не в привычном образе вдохновенной личности, а на смертном одре, в окружении горестных лиц. Однако эта «смерть» стала для художника одной из главных творческих тем и остаётся любимой им. С. Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина, говоря о значении момента, изображённого на картине, заметил: «Пушкин, уходя из жизни, дал импульс другим творцам».

Не только пушкинский Петербург дал этот творческий импульс художнику, но и Пушкиногорье, где он провёл много времени. По совету знаменитого послевоенного хранителя тех мест С. С. Гейченко, Д. Белюкин создаёт иллюстрации к «энциклопедии русской жизни» «Евгению Онегину». Следуя традиционному направлению, художник пристально вглядывается в натуру, пейзажи, исторические интерьеры, костюмы эпохи достоверно представляют ту эпоху на 200 полотнах и листах, посвящённых роману Пушкина и его жизни.

Историческая точность изображения, свойственная живописцу, также вводит зрителя в различные эпохи жизни северной столицы. По его признанию, ещё будучи на этюдах в студенчестве, он москвич, влюбился в Петербург. Представленные в Манеже картины русской истории «Утренняя прогулка Екатерины Великой по Неве осенью 1789 года», «Ледоход на Неве в 1809 году и другие также соответствует понятию классического искусства. Вглядываясь в детали, зритель не только видит подлинную картину, но испытывает желание погрузиться в историю отечества, больше узнать о предках. Так из истории возникает перекличка с сегодняшним днём, «неразрывность сознания», как говорит сам автор.

«Себя отношу к художникам, которые стараются проводить в искусстве свою линию», – говорит Д. Белюкин. Своя линия, это значит, работать по вдохновению, а «это такие минуты, — по мнению художника, — когда на холсте получается лучше, чем задумывал, когда рука сама ведёт кисть, и картина вдруг начинает жить». Из уважения к зрителю картина должна быть «цельной, завершенной с неразмытым смыслом». Таково историческое полотно «Белая Россия. Исход», написанное в 90-е годы. Искусствоведы говорят о нём, как одном из первых на эту трагическую тему. «…мне никто не заказывал, это мои личные темы. Они возникают не потому, что мне приходит в голову воспеть какой-то эпизод истории, а скорее потому, что в жизни я вижу вдруг что-то похожее на то, о чём думаю», — говорит сам живописец.

Беспокоясь о будущем Родины, художник, видя сегодняшнее разделение общества, напоминает, что прошлое повторяется. На полотне трагический момент, когда гражданская война разделила общество, и часть его вынуждена покинуть Родину, что автор назвал по-библейски исходом. Художник говорит: «Я очень люблю историю, но, работая над картинами из жизни ХУШ – ХIХ веков или более ранних эпох, все равно говорю о дне сегодняшнем, нашей боли и радости. История современна – все повторяется».

Губернатор Петербурга Г Полтавченко, открывая выставку, назвал её «подарком даже взыскательной публике Петербурга», отметив её цельность, которая в том, что «художник вкладывает в изображение духовное и душевное начало».

Дмитрий Белюкин считает главным «передать зрителю гармонию трёхмерного пространства» и утверждает, что, как бы не пытались сегодня доказать, «что реализм никому не нужен. Оказывается нужен, как верность традиции живописи, цвету и тону звучания».

Выставка «Тихая моя Родина…» не кричит яркими красками и броскими образами, а своей серебристо-голубой гаммой и сдержанной манерой оставляет зрителю свободу прочувствовать и спокойно поразмыслить над сообщением художника.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА