Председатель фотоклуба Михаил Лысенко: Сделать мир хоть капельку добрее

логотип Epoch times
Председатель фотоклуба «Юрис» Михаил Лысенко. Фото предоставлено Михаилом Лысенко

Председатель фотоклуба «Юрис» Михаил Лысенко. Фото предоставлено Михаилом Лысенко Председатель фотоклуба «Юрис» Михаил Лысенко. Фото предоставлено Михаилом Лысенко Председатель фотоклуба «Юрис» Михаил Лысенко – человек, тонко чувствующий и настроение людей, и состояние природы. Он – отличный фотограф, большой охотник до путешествий по Крыму в любую пору года. Михаил Николаевич доброжелателен по натуре, общителен, внимательный собеседник и преданный фотоделу человек. Благодаря этим качествам Михаила Лысенко избрали председателем клуба «Юрис».

– Михаил Николаевич, что притягивает людей в фотоклуб?

М.Л.: Сегодня у людей существует проблема – отсутствие нормальной самореализации. Даже люди, материально хорошо обеспеченные, не чувствуют себя удовлетворенными жизнью. «Тупое» зарабатывание денег их не устраивает. А изначальная цель творчества – сделать этот мир хоть капельку теплее, добрее, лучше.

– Имеет ли значение возраст человека?

М.Л.: Нет, конечно. Возраст членов клуба самый разный – от школьников до дедушек. Членство в клубе не касается также социального статуса, семейного положения. Скорее, здесь действует принцип: подобное ищет подобное. У нас в клубе есть инженеры, рабочие-станочники, бизнесмены, есть студенты и школьники. Правда, молодёжи не так много, как хотелось бы, что слегка огорчает.

– Как удаётся столько лет сохранять в клубе атмосферу согласия, дружелюбия, творческий настрой?

М.Л.: Всё зависит от того, каков был фундамент. А основы были заложены три десятилетия тому назад. Есть люди, которые способны сплачивать вокруг себя других. Их совсем немного. Фотоклуб в Краматорске родился потому, что появился Голыгин, кадровый военный. И хотя его профессия далека от фотодела, он настолько полюбил фотографию, что решил организовать городской клуб.

Спустя почти 30 лет, Юрий Егорович в силу возраста и появления новых технологий отошёл от руководства, но клуб не покинул, и по возможности участвует во всех его делах. И народ единогласно избрал Голыгина почётным Президентом фотоклуба «ЮРИС», названным, кстати, в его честь. А мы с опытным фотохудожником Павлом Яблонским, председателем художественного Совета клуба, разделили обязанности по руководству: я занимаюсь просветительской работой, Павел Витальевич, как профессиональный фотограф, является председателем худсовета.

– Значит, вы вдвоём учите людей основам фотомастерства?

М.Л.: Не так. Мы сказали клубовцам: мы не будем вас учить фотографии, мы будем стараться помочь вам понять мир искусства, суть искусства и определить, каким языком вы хотите выразить себя. Человека невозможно НАУЧИТЬ, человеку можно помочь НАУЧИТЬСЯ. Нужен внутренний посыл.

Расскажу короткую историю из жизни древнего китайского мудреца Конфуция. Когда к Конфуцию приехал один журналист, говоря современным языком, и спросил у учеников: «Чему вас учит учитель, вы всё время говорите на разные темы?» Они ответили: «Он нас ничему не учит».

Пришедший был удивлён: «А почему вы сюда приходите?» Те отвечают: «А он нам подсказывает, какие способности нам развивать, чем мы должны заниматься, чтобы двигаться дальше». Вот этот принцип мы используем в фотоклубе.

Интересно, что сейчас в клубе нет таких двух-трёх ярко выраженных лидеров, которые отрываются ото всех. Наоборот, почти все фотографы находятся на одном уровне. Есть, конечно, отдельные очень интересные работы, но они есть у многих.

– Раз способности к творчеству даны не каждому, а обучить этому невозможно, тогда что делать человеку, не обладающему таким талантом, выбросить фотоаппарат?

М.Л.: Не надо отчаиваться. У нас в фотоклубе мы можем помочь человеку развить ту жилку, ту способность, которая заложена в нём. Но работать над собой фотолюбитель должен сам. С другой стороны, есть многие безупречные по качеству исполнения работы фотохудожников, называемых ныне корифеями фотографии, сделанные по всем правилам золотого сечения, с правильно выстроенными диагоналями, с расстановкой акцентов, которые совершенно не греют. Посмотрел, сказал: «Ух, ты, умеет…» И… забыл. И не тянет вернуться к этому фото на выставке, вновь перелистать страницы фотожурнала… Тем более не хочется повесить такое фото в раме у себя дома. – Какой же должна быть фотография, чтобы она притягивала взгляд? К чему должны стремиться члены фотоклуба в своём творчестве?

М.Л.: Фотография должна в любом случае призывать человека думать, чувствовать, приглашать к сопереживанию.

– Важно ли настроение человека в момент съёмки?

М.Л.: Важно. К творчеству прикасаться нужно, как мне кажется, с лёгкой душой, чистым сердцем, где нет ни горечи, ни злобы, ни отчаяния. Потому что всё, что ты «натворишь», отразится на твоих снимках, в музыке, стихах. И это ты понесёшь людям, своим зрителям. – Вы считаете главным в фотографии беседу со зрителем?

М.Л.: Мне вообще нравится, когда персонажи фотографий, предметы взаимодействуют друг с другом и зрителем, даже если сюжет при этом кажется наивным.

Наверное, мы живем, пока в нас искрится интерес к окружающему миру, к людям, которые вокруг. Интерес возникает к диалогам, в которые вступают люди и предметы. Именно этот интерес толкает к творческому поиску. Снимки, полученные в результате таких поисков, могут быть, по итогам оценок жюри современных конкурсов, просто примитивными.

– Тогда, что считать критерием художественности?

М.Л.: То есть что отличает «высокохудожественную» фотографию от «просто художественной» или «любительской»? Высокохудожественный снимок должен побуждать зрителя разделять с автором фотоработы одни и те же мысли и чувства, а не просто должен быть классно выполненным.

– На заседаниях клуба уделяют внимание тому, как создавать такие выразительные снимки? Практикуется анализ фоторабот?

М.Л.: У нас был целый цикл лекций на тему: как самому стать себе критиком. Приведу аналогию: когда человеку плохо, он идёт на консультацию к психологу. От специалиста человек уходит с конкретным результатом. Когда снова на душе кошки скребут, он снова идёт к психологу. Но разумнее было бы научиться самому разбираться в себе, стать себе другом и психологом, чем у кого-то спрашивать совета. Так и с фотографами: желательно максимально научиться видеть свои ошибки в фотографии, чтобы совершенствоваться в мастерстве. Однажды мы специально пригласили фотохудожника-профессионала из соседнего города, чтобы он помог нам освоить тонкости анализа своих работ.

– Все ли выдерживают критику, пусть даже дружескую, в рабочей обстановке?

М.Л.: Не все. Бывает, уходят из клуба именно из-за того, что не могут выслушать замечания по поводу своего снимка. Но ведь создание любой художественной работы невозможно без нормальной здоровой критики. Человек должен понять, где он ошибается, чтобы исправить и двигаться дальше.

– Каков стиль общения в клубе?

М.Л.: Наше общение, скорее, похоже на дискуссию, но с постоянным отвлечением на параллельные темы. Наверное, это свободное ведение беседы и привлекает людей. Мы не ведём учебных занятий, технических вопросов на заседаниях не разбираем. Сейчас в Интернете много всего, и в инструкции к камере 300 страниц текста. Читай и нажимай кнопку «шедевр», только её нет.

– Клуб – это, прежде всего, обмен мнениями, общение на определённые темы. Фотосъёмка – это способ выразить своё мироощущение. Что именно вас побуждает браться за фотокамеру?

М.Л.: Такой вопрос я периодически задаю себе. Что заставляет меня и других изрядную долю свободного времени отдавать увлечению фото? Пожалуй, это потребность действий, потребность самовыражения. Хотя есть ещё один большой плюс: занятие творчеством – это и путь к долголетию, к поддержанию психического и физического здоровья.

– Спасибо за интервью. Творческого долголетия и новых шедевров!

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Вас также может заинтересовать:

  • Янь Чжэньцин — искусный каллиграф династии Тан
  • Смерть девушки вызвала массовые протесты в Пекине
  • Местные власти в Китае выполняют только треть решений правительства
  • Филантроп Дэвид Кох восхищается Shen Yun в театре, носящем его имя
  • Рост рынка жилья в крупных городах Китая замедлился
  • Комментарии:
  • Рекомендуем