Мария Фиатароне Сингх, профессор медицины из Университета Сиднея, выступила в австралийском парламенте в ноябре 2012 года. Фото: Sonya Bryskine/The Epoch Times

Китай пытается деньгами привлечь доноров органов

Автор: 22.08.2017 Обновлено: 22.08.2017 19:09
В Китае в последнее время стали говорить о новой системе получения органов для трансплантаций, а бывшего заместителя министра здравоохранения Хуан Цзефу даже хвалили за «решительный» отказ от использования органов казнённых заключённых. Но критики считают новые установки «неявно принудительными» и утверждают, что отсутствие прозрачности позволит и дальше извлекать органы у узников совести и других жертв.
В Китае в последнее время стали говорить о новой системе получения органов для трансплантаций, а бывшего заместителя министра здравоохранения Хуан Цзефу даже хвалили за «решительный» отказ от использования органов казнённых заключённых. Но критики считают новые установки «неявно принудительными» и утверждают, что отсутствие прозрачности позволит и дальше извлекать органы у узников совести и других жертв.

Многие согласятся с тем, что любая система лучше, чем та, которая ради получения органов убивает узников совести или приговорённых к смертной казни.

Новая система, предположительно, будет опираться на значительные денежные выплаты, чтобы привлечь китайскую сельскую бедноту. Эксперты говорят, что есть опасность нарушения одного из руководящих принципов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в сфере трансплантации органов.

Специалисты по медицинской этике ведут активные дискуссии о финансовой компенсации за донорство органов. Считать ли выплату десятков тысяч долларов за почку неэтичной торговлей или «разумным возмещением расходов», понесённых донором?

Новая система Китая с виду придерживается руководящих принципов ВОЗ, однако надо учитывать, что речь идёт о выплатах, равных заработной плате среднего сельского жителя за несколько лет.

Арне Шварц, независимый исследователь проблемы торговли органами из Швейцарии, написал в электронном письме: «Все эти выплаты называются финансовыми стимулами, компенсациями, помощью или гуманитарной помощью. Они просто хотят купить органы, в основном, умерших людей за деньги и другие материальные выгоды. Это легализация нового вида торговли органами».

Он указал на определение, данное азиатской рабочей группой по торговле органами, которая описала финансовые стимулы как вид принуждения.

Зарплата за несколько лет

Новая китайская система, оказывается, изначально не планировала покупать органы. В ходе реализации пилотной программы «Общества красного креста Китая» за период с марта 2010 года по март 2012 года смогли убедить только 207 человек пожертвовать свои органы. Конечно, «Общество красного креста» в Китае не имеет такой репутации, как в других странах. Данная организация зависима от коммунистического режима, и её имидж сильно подпортился после коррупционного скандала в 2011 году.

Видя угасание программы донорства органов, власти начали предлагать китайским крестьянам выплаты за органы недавно умерших членов семьи и получили скромный рост пожертвований.

Зачастую трудно получить чёткую, последовательную и полную информацию о ходе выполнения этих программ из официальных китайских источников. Исследователи, такие как Арне Шварц, должны собрать по кусочкам мозаику фактов, проводя тщательный анализ информации государственных СМИ.

China Daily, например, как-то отметила: «По состоянию на 31 марта, более 719 человек пожертвовали свои органы, из которых 1964 были основными органами, такими как сердце и почки, что может спасти жизни более 1000 пациентов».

Это было признанием властей в том, что благодаря выплате финансовой компенсации в течение года зарегистрировалось около 500 новых доноров, тогда как в предыдущие 2 года их было около 200. Выплаты сыграли свою роль.

Цян Фан из Медицинского колледжа при Университете Чжэцзяна в своей статье, опубликованной в журнале «Медицинская этика», усиленно пытается оправдать финансовые компенсации, предлагаемые в Китае. Они, якобы, находятся в пределах границ соответствующей этики и больше относятся к компенсации расходов, чем к крупным выплатам.

Но характерное отсутствие прозрачности китайской системы делает трудным понимание того, являются ли случаи, указанные Цяном, типичными, или нет.

В некоторых статьях китайские чиновники иногда упоминают о выплатах.

Гао Сян, глава отделения «Общества красного креста Китая» в провинции Чжэцзян, упомянул в одном докладе о выплате 34 000 юаней (US $ 5500), куда вошли расходы на похороны. В той же статье говорится: «Финансовая помощь, выплачиваемая семьям доноров, не превышает 50 000 юаней (8 000 долларов США). Это, конечно, немного. Но это показывает дух гуманизма Красного Креста».

Учитывая, что средний доход сельского жителя в Китае составляет около 7000 юаней, или около 1100 долларов США, согласно данным Национального бюро статистики Китая, оплата в размере семи годовых доходов может стать решающим стимулом для принятия решения родственниками и врачами, как считают аналитики.

Чёрный ящик

Если система работает за счёт финансово уязвимых групп, предлагая им большие суммы денег, это своего рода принуждение, считает Мария Фиатароне Сингх, профессор медицины из Университета Сиднея: «Большинство людей считает, что не следует соблазнять большими суммами бедняков».

Есть ещё один вопрос, который добавляет недоверия новым веяниям в Китае, и он касается того, как исполняется закон в стране, где правит коммунистическая партия.

Уже более 10 лет компартия занимается «заготовкой» преступников ради их органов, а также вырезает органы у узников совести, в основном, у последователей Фалуньгун. Эксперты считают, что данная практика продолжается по сей день.

Власти Китая до сих пор не представили реальной информации по пересадке органов. Например, нет статистики по смертной казни и невозможно выяснить возможное количество органов из этого источника.

Система имеет характер «чёрного ящика», и даже компенсация за пожертвования никак не решает некоторые из вопросов, поставленных Дэвидом Мэйтасом, канадским адвокатом, который провёл широкие исследования по вопросу извлечения органов у последователей Фалуньгун.

«Невозможно иметь этическую систему в отрыве от остальной части системы получения органов, которая не этична, — сказал г-н Мэйтас в телефонном интервью. — Без доступа к информации, судебного надзора, докладов о правах человека и репортажей в СМИ, механизмов, которые позволят вам узнать, что происходит на самом деле, просто не существует. Возможность их появления маловероятна, пока там правит коммунистическая партия».

В подобных условиях, по его словам, нет способа сделать систему достаточно прозрачной, подотчётной и соответствующей международным стандартам.

Доктор Торстен Трей, исполнительный директор организации «Врачи против насильственного извлечения органов», сказал, что пока система не будет открытой для международного контроля, узники совести легко могут быть использованы, как источник органов для пересадок.

Он отметил, что в китайских больницах легко подделывают нужные документы: «Если им ничего не стоит сделать поддельные документы для «трансплантационных туристов», то подделать данные задержанных узников совести им тоже легко».

Версия на английском

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times Media

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА