Подводная фотография: цифровая техника не изменила основные принципы
Морской конёк, снятый крупным планом при помощи цифрового фотоаппарата SeaLife DC 1400. Фото: John Christopher Fine
Цифровая аппаратура для съёмок под водой не дешёвая. Существуют цифровые устройства, которые стоят тысячи долларов, в зависимости от системы фотоаппарата. Некоторые фотоаппараты стоят от $500 до $12000.
Независимо от того, какую камеру вы выбрали, важно знать её ограничения. Изучите инструкцию. Можно пропустить те свойства, которые используются не часто. Существуют важные аспекты, и каждое новое приобретение требует тщательного изучения. Не ждите, пока окажетесь на борту дайв-бота, чтобы испытать и разобраться с новой фотокамерой.
Уплотнительные кольца – это первостепенные детали, которые следует осмотреть. У меня есть цифровая камера с небольшой кривизной корпуса. Это означает, что кольцо О-ринг будет искривлено под эксцентричным углом. Некоторые производители понимают, но игнорируют тот простой факт, что кольца О-ринг обеспечивают герметичность их аппаратуры. Кольца О-ринг бывают круглыми или продолговатыми. Искривления приведут к нарушению герметичности камеры.
Один крупный производитель плёночных фотоаппаратов выпустил камеру для подводных съёмок из серии «усовершенствованных» моделей. Это был кошмар. Дайверы часто поднимали их наверх, полными воды. Причина заключалась в искривлении уплотнительного кольца. Выбирая аппарат для подводных съёмок, убедитесь, что уплотнительные кольца толково спроектированы и имеют идеально круглую или продолговатую форму без искривлений. Именно поэтому их называют О-ринг. Когда Sealife, один из самых крупных в мире производителей фотокамер для подводной съёмки, выпустил новую модель DC 1400 и кожух, они использовали уплотнительное кольцо идеально продолговатой формы. Огромное усовершенствование по сравнению с изгибом их DC 1200 кожуха, что требовало дополнительного внимания при закрытии камеру.
Важен правильный уход и содержание уплотнительных колец. Перед каждым использованием проверьте кольцо пальцем. Убедитесь, что на нём нет песчинок или посторонних предметов. Пользуйтесь смазкой для уплотнительных колец, чтобы улучшить герметичность и обеспечить эластичность кольца. Проверьте канавку кольца, чтобы убедиться, что туда не попали песчинки, волоски и другие предметы, которые нарушат герметичность, как только камера или кожух будут закрыты.
Ко многим подводным цифровым камерам прилагаются пакетики с силикагелем. Влага внутри порта означает, что он запотеет. Запотевшие линзы испортят снимок. Помните, что пакетики силикагеля могут разорваться и посторонние частицы появятся перед объективом, поэтому пользуйтесь ими осторожно. Некоторые производители рекомендуют после использования сушить пакетики в микроволновой печи. Убедитесь, что они не пропускают содержимое, прежде чем помещать их в кожух.
Запотевание происходит при перепадах температур. Тот же принцип, что и со стёклами автомобиля. Пакетики силикагеля внутри кожуха помогут в какой-то степени. Не держите камеру на солнце. Очень часто я наблюдаю небрежное хранение камер на дайв-ботах. Некоторые оставляют камеры под лучами солнца, объективом вверх. Когда камера оказывается под водой, линзы немедленно запотевают. Перепад температур усилится, если камера полежала на солнце, а вода холоднее, чем воздух. В инструкциях производителей ясно указано: берегите камеру и кожух от прямых солнечных лучей.
Я держу свою аппаратуру я пластмассовом контейнере для подводного снаряжения. Он помещается под сидением большинства водолазных ботов. Моя аппаратура не только содержится в порядке и никому не мешает, но также укрыта от солнца. Мою аппаратуру не столкнут случайно ногой, её не смоет за борт. Контейнер крепится к опорам скамьи посредством каната. Он остаётся на месте во время сильного волнения. Один незадачливый фотограф положил свою камеру в стойку для кислородных баллонов рядом с собой. Когда он вернулся на своё место, то раздавил камеру своим баллоном.
Продумайте способ закрепления камеры на своём теле под водой. За две недели на том боте, на котором я плавал, были утеряны четыре камеры. Их больше не нашли. Я пользуюсь камерами, которыми могу манипулировать, занимаясь другими делами под водой, включая обучение студентов и неопытных дайверов. Мне нравится показывать им их фотографии после погружения. Возможность отправить снимки по электронной почте – большое удобство. Это намного более лёгкий процесс, чем когда я снимал слайды на цветную плёнку.
Бывают моменты, когда я должен полностью отставить камеру, и использовать обе руки. Занимаясь дрейф-дайвингом у побережья Флориды, где проходит течение Гольфстрим, я беру с собой флажок. Таким образом, одна рука всегда занята, пока я не прикреплю надёжно линь флажка к рифу. Мне требуется немного времени, чтобы найти подходящее место и убедиться, что крючок не повредит кораллы. Цифровая камера, которой я пользуюсь, идеально подходит для этого. Она не отвлекает меня от обучения и инструктажа по дайвингу.
Мне не нравится, чтобы мне подавали камеру, когда я нахожусь в воде. Конечно, в определённых условиях это необходимо. Я всегда объясняю палубному матросу или инструктору по дайвингу, как это нужно делать. Я подаю камеру и стробоскоп на бот особым способом. Коннекторы и проводки от стробоскопа к камере хрупкие и дорогие. Я обматываю ручку стробоскопа ремнём от камеры, чтобы их можно было взять как одно целое. Как только я забываю рассказать новому инструктору или матросу, как обращаться с моей камерой, они берут её за проводки коннектора.
Работайте близко к объекту. Условия под водой редко бывают идеальными. Часто фотографы, с которыми я занимаюсь под водой, снимают объект с расстояния в 15 футов. Срабатывает встроенная в камеру вспышка, и я вижу, что частицы в воде освещаются светом стробоскопа. Это означает обратное рассеяние. Это сродни фотографированию со вспышкой на снегу. Каждая частица действует как зеркало и отражает свет обратно на объект.
Обратное рассеяние портит снимок. Его можно уменьшить, работая настолько близко, насколько позволяют фокусное расстояние и объект. Важно учитывать фокусное расстояние, поскольку работа с обычной цифровой камерой на слишком близком расстоянии означает, что снимок окажется не в фокусе. Если фокусное расстояние объектива от двух футов до бесконечности, работайте не ближе, чем на два фута. В зависимости от условий освещения, цифровой экран трудно рассмотреть под водой отчётливо. Снимок, возможно, не будет выглядеть вне фокуса, пока его не увидишь на компьютере в большем формате.
Другой способ уменьшить обратное рассеяние состоит в том, чтобы установить стробоскоп под углом назад. Объект освещается, но свет не попадает на частички прямо, а, скорее, сзади. Вот почему хорошо иметь стробоскоп, который можно отсоединить от кронштейна и затем наклонить свободной рукой.
Поль Тзимолис, хорошо известный подводный фотограф, который многие годы стоял у руля дайвинг-журнала, использовал кронштейн, который выглядел как молоток для крокета и имел ручку такой же длины. Он манипулировал светом стробоскопа в его конце и даже в тёмной воде получал отличные фотографии.
Встроенная в камеру вспышка посылает свет стробоскопа прямо вперёд. И если в воде плавают частицы, имеет место обратное рассеяние. Многие фотографы не снимают стробоскопы с кронштейна под водой. Многие камеры продаются с кронштейнами на кнопках, что облегчает удаление стробоскопа. Творческое использование света – важный аспект композиции. Это вопрос практики и опыта.
Когда я использовал плёночные фотоаппараты, мой абсолютный диапазон был десять футов. С появлением новых стробоскопов, предназначенных для цифровых аппаратов, пять футов будет хорошим расстоянием для большинства небольших вспышек. Работайте, находясь как можно ближе к объекту.
Цифровая фотография не изменила высказывание «Практика ведёт к совершенству». В подводной фотографии практика особенно важна. Цифровая техника позволила сразу увидеть снимок. Это лучший способ научиться. В прошлом, когда я использовал слайд, мы утром делали снимки, а после обеда проявляли их. Несмотря на то, что проходило время, это позволяло сделать критический анализ снимков. При следующем погружении ошибки исправлялись и снимки совершенствовались. Конечно, другое высказывание гласит: «Снимок можно сделать только один раз».
У большинства не очень дорогих цифровых камер затвор срабатывает с задержкой. Это приводит меня в ярость. Фотографировать движущиеся существа – задача сложная. Секундная задержка означает, что нужно предугадать момент нажатия на спуск затвора. К тому же камеру во время съёмки нужно удерживать неподвижно. Цифровые камеры обычно имеют автофокус, и это означает, что может сработать предварительная вспышка. Поэтому необходимо рассчитывать время, которое пройдёт до срабатывания затвора.
Преимущество цифровой фотографии в том, что сотни снимков можно запечатлеть на одной плате. Мне не нужно всплывать на поверхность, чтобы перезарядить плёнку, отсняв 36 кадров. Однако я должен рассчитать время, поскольку у моей камеры задержка срабатывания затвора. Это компромисс: компактная, удобная камера по сравнению с громоздкими и неудобными камерами в кожухе для съёмок на суше.
Контроль над плавучестью также является важным аспектом подводной фотографии и для фотографа, и для модели. Во время вчерашнего погружения у моей приятельницы были проблемы с плавучестью. Это означает, что каждый раз, когда она принимала позу, её рука опускалась на песчаное дно и поднимала столб песка. Мне приходилось ждать, пока песок уляжется. Но неизменно каждый раз, когда песок оседал, её рука снова опускалась на дно и поднимала новый столб песка. Если есть течение, располагайтесь так, чтобы поднятый ил уносило в сторону.
Находясь под водой, все мы взбалтываем дно. Чтобы сделать снимок, мы стараемся занять оптимальное положение и таким образом поднимаем немного песка. Пузырьки нашего регулятора распугивают рыб в тот момент, когда мы приготовились сделать снимок. Важно контролировать плавучесть, чтобы избежать столкновения с рифами и удерживать камеру ровно.
Я остановился на недавно выпущенной цифровой камере SeaLife DC 1400. Компания, расположенная в Нью-Джерси и имеющая дистрибьютеров в Великобритании и по всему миру, прислушивается к подводным фотографам. Зная, что дайверы работают в перчатках, они переместили кнопку выбора режима на заднюю панель камеры. Кнопка вкл/выкл удалена от кнопки спуска затвора. Спуск затвора помещён в своё собственное поле под правую руку и окружён пластиной из нержавеющей стали. Я больше не нажимаю по ошибке на видео режим.
Клавиши контролируют другие функции. Они представляют собой длинные прямоугольники, называемые фортепьянными клавишами, которые располагаются на задней стенке камеры. Ими удобно пользоваться даже в перчатках. Я никогда не пользуюсь ими под водой. Я настраиваю камеру перед погружением. Камеру нужно только включить и выключить и щёлкнуть затвор. Я не рассматриваю только что сделанный снимок. Я ничего не удаляю, находясь под водой. Я не вхожу в меню и не настраиваю фокус. Я хочу наблюдать и сосредоточиться на композиции.
Новому DC 1400 не нужен зажим на широкоугольном объективе. Мне больше не нужно снимать широкоугольный объектив под водой, чтобы убедиться, что пузырьки воздуха не застряли между объективом и кожухом. Мне не нужно снимать его, когда я вижу вдалеке акулу и хочу увеличить её размер на снимке. Я не потеряю широкоугольный объектив, как случилось однажды, когда его ремешок расстегнулся. К счастью, я увидел, как это случилось, и быстро вернул его на место. Компания, которая прислушивается к своим клиентам и совершенствует аппаратуру, является передовой.
Фотография – это мгновение по времени. Она занимает долю секунды. Хорошая она или плохая, зависит от мастерства фотографа. Это не изменилось. То, что механика съёмки упростилась и стала доступна большому количеству людей, не изменило основные принципы подводной фотографии.
Концентрация обязательна как при подготовке, так и при составлении композиции снимка. Камера под водой ещё больше усложняет погружение. Это аналогично тому, что вы ведёте машину по оживлённому шоссе и разговариваете по мобильному. Внимание к погружению стоит на первом месте.
Фотография вызывает повышенный интерес к подводному царству. Она позволяет поделиться чудесами подводного мира с семьёй и друзьями. Изучите особенности вашей камеры, упростите технологию и оборудование и наслаждайтесь, запечатлевая красоту подводного мира.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать