Туннель Макса Планка. Взгляд в близкое будущее

Автор: 27.05.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:16

Так рождается мысль.Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Так рождается мысль.Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Муравей, считающий шаги. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Муравей, считающий шаги. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Исследование организмов. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Исследование организмов. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Несколько лет интерактивная выставка «Научный туннель Макса Планка» путешествует по разным странам. В 2013 году по случаю Года Германии в России она состоялась в Москве, а в конце мая прибыла в Петербург и представлена в грандиозных залах Кронверка (бывшего царского арсенала), ныне Военно-исторического музея артиллерии. Это уже третье поколение проекта. С 2005 года выставку увидели миллионы человек на четырёх континентах.

Выставка «Научный туннель Макса Планка» разработана всемирно известным Обществом научных исследований им. Макса Планка, Нобелевского лауреата, основателя квантовой теории. Общество объединяет более 80 научных учреждений Германии, в которых 22 тысячи учёных ведут фундаментальные исследования в различных областях науки. Последние научные открытия в космосе, в природе, в жизни человеческого общества и в наномире привели учёных к осознанию серьёзности проблем развития и даже существования жизни на Земле и заставляют искать их решения.

Особенность выставки определяется понятием Расширенная реальность или дополненая реальность AD (Augmented Reality). Современные технические средства позволяют соединить реальность (научные открытия) и виртуальными элементами, и, таким образом, заглянуть в будущее.

Выставка состоит из восьми разделов, на каждом стенде можно выслушать в фильме-интервью высказывания видного учёного, сопровождаемые впечатляющими кадрами. Современная техника позволяет «визуализировать» новейшие научные достижения: сделать их видимыми, то есть более понятными.

Экспозиция открывается повествованием о вызовах, которые поставило перед человеком время до 2030 года. Их пять. «Нас всё больше, мы все стареем». «Земля не в состоянии обеспечить наши потребительские запросы», которые трудно покрыть сырьевыми ресурсами планеты. «Мы изменяем экосистему планеты». Она разрушается, её биоразнообразие уменьшится за этот срок на треть. Неумеренное потребление различных видов энергии увеличится на 26% при продолжающемся росте городского населения.

Результаты фундаментальных исследований дают учёным уверенность в возможности справиться с этими вызовами: «Новые идеи и технологии коренным образом изменяют условия нашей жизни и труда». Это, по их мнению, возможно, учитывая процессы глобализации: «Наш мир движется к превращению в глобальное общество знаний». Подсчитано, что в мире действуют семь миллионов учёных, которых объединяют научные интересы. Задача устроителей – в доступном виде рассказать об этом людям.

Мощные электронные микроскопы уже «умеют» показывать биохимические процессы в растениях и в организме человека. Быстро меняющиеся яркие волны на экране оказываются процессами в мозгу человека, формирующими мысли. «Волшебное зеркало» — сканнер, отражает не наш внешний образ, а показывает внутренние органы. На другом экране силуэт человека окрашен в разные цвета: это тепловизор дистанционно измеряет температуру тела. Прибор уже используется при прохождении границы, чтобы определить пассажира с повышенной температурой, который может быть носителем опасной болезни. Погружаясь в загадки природы, удаётся, например, выяснить, что пустынный муравей, не находя в однообразном песчаном пейзаже ориентиров, научился «считать» шаги, чтобы вернуться домой.

Вращающийся огромный глобус демонстрирует, как меняется погода и формируются облака над земным шаром. а небольшой левитирующий электромагнитный глобус с «планеты» Удиви пристроился недалеко на журнальном столике. Посетитель может «побывать» внутри коллайдера, «увидеть» как был открыт бозон Хиггса. Специальная техника показывает чёрную дыру (если бы её удалось увидеть).

В Обществе М. Планка считают, что «мы живем в эпоху антропоцена, эпоху, в которой решающей силой природы является человек». Куратор выставки, доктор наук Петер Штайнер поясняет, что эта выставка отличается тем, что в ней больше внимания уделяется человеку. Последний из восьми модулей и называется «Общество. Мир переходного периода». Выставка сообщает о демографических прогнозах учёных. К 2030 году будет продолжать развиваться урбанизация: в развитых странах доля городского населения составит уже 81%, по сравнению с 75% в 2012 году. Число жителей Земли возрастёт до 8,2 миллиарда. При этом В. Кляйн, директор института психолингвистики напоминает: «В эпоху глобальных обществ мы переживаем как чрезвычайную диверсификацию, так колоссальные потери: каждые две недели вымирает один язык».

Директор проекта П. Штайнер говорит, что устроители выставки рассчитывают «обратить внимание общества на результаты исследований и привлечь молодых», а девиз выставки – «Создавать знания – формировать будущее».

Почему в названии слово туннель? Возможно, потому, что, как говорится, важно увидеть свет в его конце. Такой свет, в виде знаний о достижениях науки, предлагают организаторы выставки — современные учёные.

Мы же ощутили, что посетитель этой насыщенной выставки реально погружается в огромную энциклопедию знаний. Поэтому хорошо бы расположить выставку не в музее, а в подземном переходе, чтобы много людей, неминуемо пройдя через этот «туннель», перестали так спешить в метро или соседний мегамаркет, а, узнав для себя много нового, захотели бы по-новому взглянуть на себя и задуматься о судьбе огромного мира, частью которого они являются.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА