
Премия Хайека присуждается авторам книг, которые «наилучшим образом отражают видение Ф.А. Хайека экономической и личной свободы», и составляет 50 000 долл. США.
Книга «Надгробие» (Надгробие: великий китайский голод 1958-1962) китайского журналиста и историка Ян Цзишэна, опубликованная на английском языке в прошлом году, это всеобъемлющий отчёт о голоде в Китае в период с 1958 по 1962 года, во время которого в числе 36 миллионов китайцев умер и его отец.
В то время председатель Мао заявил, что трагедия произошла из-за «трёх лет стихийных бедствий». Однако г-н Ян на основе его собственного опыта и в результате 15 лет исследований во время работы в «Синьхуа» узнал правду: чтобы увеличить производство стали и зерна во время так называемого «большого скачка», Мао не жалел бесчисленные жизни сельских жителей.
Всё зерно направлялось в города и за границу. Китайцам запрещалось выезжать из сельской местности, чтобы найти пищу. Отчаявшись, они пытались выжить, питаясь глиной, корой и птичьим помётом, а некоторые даже от безысходности ели своих собственных детей.
«Мао распространил свою власть на всё: от сознания людей до их желудков, — заявил недавно г-н Ян репортёрам Wall Street Journal. — То, что думали китайцы, и то, что они ели — всё было под контролем Мао. Его власть распространялась на каждый сантиметр поля, каждое рабочее помещение завода и каждого члена семьи в Китае».
В своей книге 1944 года «Дорога к рабству» австрийский экономист и философ Фридрих Хайек назвал такой подход «пагубной самонадеянностью» социализма. Это противоположно свободному рынку, который позволяет производителям устанавливать соответствующие цены на потребительские товары без принуждения и уничтожения человеческих и природных ресурсов.
Книга Хайека была переведена на китайский язык в 1962 году, но её могли прочитать только партийные лидеры, желавшие обучиться социалистической критике. Годы спустя отредактированная цензурой версия стала доступна для китайской общественности, она существенно повлияла на мышление Яна и его отношение к событиям, которые развернулись после эпохи Мао.
Основатель Института Манхэттена сэр Энтони Фишер обсуждал с Фридрихом Августом фон Хайеком проблему ухудшения свобод, и тот посоветовал начать с «битвы на идейном поле».
В «Надгробие» Ян пояснил, что причиной голода был тоталитарный режим. В более открытой системе люди сразу бы это поняли, и лидеры изменили бы ошибочную политику.
Во время мероприятия в Нью-Йорке, посвящённого вручению награды, г-н Ян объяснил, почему он выбрал такое название для книги. «Есть 4 значения названия книги: во-первых, это надгробие моего отца, который умер от голода в то время; во-вторых, это надгробная плита для 36 млн китайцев, которые умерли за эти 3 года от голода; в-третьих, я надеюсь, что система, которая убила так много людей, тоже получит надгробие; в-четвертых, из-за опасности мести режима, эта книга могла стать и моим надгробием».
Хотя г-н Ян поддерживает демократию и свободу информации, ему трудно сказать, как скоро Китай увидит их, ведь коммунистическая партия всё ещё у власти.
«Если люди не узнают свою историю, у них не будет будущего, — сказал он журналисту Wall Street Journal. — Это была одна из целей написания книги. Я перечислил много неопровержимых трагических фактов. Я хотел, чтобы люди извлекли урок, чтобы мы могли выйти из тьмы, избежать новых трагедий и не повторять ошибок».
0
0