Лагерная история — культурная революция низового брожения


Лагерная история — культурная революция низового брожения. Фото с rv34.ru Лагерная история — культурная революция низового брожения. Фото с rv34.ru Традиции и культура пивоварения уходят далеко в глубину веков, ещё в античные времена. Однако то пиво, которое мы все так хорошо знаем, ведёт свой отчёт лишь с XV века, когда в южных районах Германии начали варить пиво низового брожения (lager), которое быстро распространилось по всей Европе и завоевало повсеместное признание.

Этот вид пива совершил переворот не только в технологии производства, но и в самой культуре потребления этого народного напитка. Именно с одного из лагеров – чешского прозрачного янтарного пива, названного Pilsner, пошёл обычай разливать напиток в стеклянные бокалы, а не в деревянные или керамические кружки, как это было принято тогда с классическим пивом. Вскоре этот обычай перешёл и на традиционное пиво верхнего брожения, породив у пивоваров моду на создание бокалов особой формы под каждый вид пива.

Своего пика эта игра причудливых форм достигла в Бельгии, где Pauwel Kwak – один из сортов ламбика (национальное бельгийское пиво самопроизвольного брожения), наливают в особые тонкие бокалы с шарообразной нижней частью, которые не имеют ни плоского дна, ни привычной ножки и подаются на специальных деревянных подставках-держателях. Не отстала от Бельгии и Ирландия, где знаменитые стауты Guiness так же начали разливаться в особые высокие, чуть расширяющиеся кверху бокалы, ставшие впоследствии их визитной карточкой. Лишь Бавария, сыгравшая важную роль в пивном перевороте, не участвовала в схватке форм и даже сегодня продолжает разливать свой Oktoberfest, о котором не раз писали и в новостях Волгограда, в традиционные пивные кружки.

В поисках нового

Новая технология низового брожения так взбудоражила умы европейских пивоваров, что попытки создания всё новых и новых видов пива они не оставляли ни на минуту, а в XX веке в эти поиски необычного включились пивовары во всех концах света. В самом начале 90-х в Канаде было придумано ледяное пиво (ice beer), которое отличалось большей чистотой и мягкостью вкуса по сравнению с лагерами. А за десять лет до этого в Японии было разработано сухое пиво (dry beer), которое вообще не обладает традиционным для пива привкусом солода и хмеля и больше похоже на необычный тонизирующий напиток. Однако пока ни одному из этих своеобразных сортов низового брожения не удалось превзойти популярность лагера и создать свой переворот в традициях.

Что касается пива верхового брожения, то растущая популярность лагера на нём, конечно, сказалась, но истинные ценители пива и, прежде всего, в Ирландии, Англии и Бельгии, от этого только выиграли – конкурент отсеял низкосортные пивоварни. Лондон в 1730 году преподнёс миру портер – очень тёмное пиво верхового брожения, а некоторое время спустя Дублин упивался самым тёмным из портеров – стаутом, сваренным из поджаренного несоложенного ячменя и светлого солода с нотками карамели. В Бельгии в свою очередь укрепились позиции ламбика, сваренного по технологии естественного брожения. О нём впервые было упомянуто в 1516 году, как о достаточно популярном пиве не только во Фландрии и Валлонии, но и за её пределами.

Напиток викингов

В стороне от баталий вокруг видов пива лежат Скандинавские земли. Сильные собственными пивными традициями, они, тем не менее, открыты для различных новшеств. Повсеместное распространение лагеров в Финляндии и Швеции практически не отразилось на самобытной национальной культуре пивоварения. Финское сахти и шведское готландсдрика – исконно скандинавские напитки со вкусом солода и можжевельника. Особенностью финского сахти является полное отсутствие привычной для лагеров пены, так как оно совсем негазированное. Процесс его домашнего приготовления часто происходит в высоко температурном режиме финской сауны.

В целом же можно сказать, что пиво стало важной частью европейской культуры, сыграло значимую роль в формировании культурных традиций и стало неотъемлемой частью жизни и бизнеса для многих людей. Как нельзя лучше положение этого напитка и отношение европейцев к нему выражено словами Хорста Зеехофера: «Бояться Бога – благостно. Пить пиво – радостно. Так бойтесь Бога и пейте пиво – живите в благости и радости!»

Oblvesti.ru ©


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Тонкости бракоразводного процесса
  • Общероссийский народный фронт. Продолжение борьбы?
  • Личный сайт: интересно и сложно
  • Волки — стражи природы или опасные хищники?
  • Впервые в Ленобласти появился памятник жертвам «красного» террора


  • Top