Слепой китайский диссидент стал неугоден Нью-Йоркскому университету

Автор: 22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:39
Чэнь Гуанчэн, слепой китайский адвокат, совершивший в прошлом году побег из-под домашнего ареста в провинции Шаньдун и с трудом выехавший за пределы Китая, должен в течение месяца покинуть Университет Нью-Йорка, где он занимал должность приглашённого научного сотрудника.

Фото: DON EMMERT/AFP/Getty Images and Benjamin Chasteen/Epoch Times


Фото: DON EMMERT/AFP/Getty Images and Benjamin Chasteen/Epoch Times

О том, что Нью-Йоркский университет (New York University, NYU) больше его не поддерживает, г-н Чэнь впервые сообщил репортёрам New York Post 13 июня. Заголовок статьи гласил: «ЭКСКЛЮЗИВ: NYU выгнал слепого диссидента».

Согласно профессору, который работает с г-ном Чэнем, он и его жена знали, что будут вынуждены покинуть Нью-Йоркский университет в какой-то момент, и не особенно удивились, когда их попросили съехать к концу июня.

Репортёр Epoch Times пытался связаться с Чэнь Гуанчэном или его женой Юань Вэйцзин несколько раз, в том числе с помощью СМС. Когда г-жа Юань ответила, она отказалась сообщить дату, когда они должны покинуть университет, или любую другую информацию. Она сказала, это ей «неудобно» говорить и закончила разговор.

Их попросили освободить квартиру, предоставленную университетом, в конце июня. Однако маловероятно, что они смогут съехать к этому времени, так как 23 июня они собираются на 2 недели в Тайвань вместе с Джеромом А. Коэном, профессором китайского права из Университета Нью-Йорка, который был посредником г-на Чэня с момента его прибытия в США.

Университет в заявлении утверждает, что на г-на Чэня не оказывалось никакого давления относительно его публичных заявлений. Однако те, кто с ним общался, говорят, что руководству университета не нравились выступления г-на Чэня о правах человека в Китае.

Чэнь Гуанчэн не хочет комментировать ситуацию, пока не решит, что делать дальше, как сообщают его знакомые. В настоящее время у него есть два предложения: 3-летняя стажировка в Институте Уизерспун в Нью-Джерси, а также должность приглашённого учёного в Юридической школе Университета Фордхэм в Нью-Йорке.

По вопросу ухода г-на Чэня Университет Нью-Йорка сообщил, что тот, возможно, решил поехать в Китай в связи с расширением там филиала университета — открытием крупного кампуса в Шанхае.

Издание Post цитирует нью-йоркского профессора, знающего о ситуации Чэня: «Большая проблема в том, что Университет Нью-Йорка скомпрометировал себя, налаживая тесные связи с китайской стороной. В противном случае они бы намного меньше ограничивали такие вопросы, как свобода слова».

В заявлении профессора Джерома Коэна и представителя Нью-Йоркского университета Джона Х. Бекмана эта идея не получила поддержки. «Если бы это было так, то почему университет взял к себе г-на Чэня и почему китайские власти дали разрешение на создание кампуса в Шанхае после его приезда сюда?» — спрашивает г-н Бекман.

Сначала университет поселил Чэня и его жену с двумя детьми в квартире, расположенной недалеко от Вашингтон сквер в центре Манхэттена, где они наслаждались «всеми экзотическими продуктами, которые может предложить город», как говорится в интервью с г-ном Чэнем в журнале «Выпускников Нью-Йоркского Университета». У него была индивидуальная учебная программа, в том числе по конституционному праву и декларации независимости.

Со временем Чэнь Гуанчэн стал более откровенно говорить о нарушениях прав человека в Китае. Возможно, он и сам этого не ожидал в начале своего пребывания в Нью-Йорке.

Associated Press в то время сообщало: «Некоторые защитники прав человека посоветовали Чэню действовать в США более эффективно, так как здесь он может выражаться свободно. Однако Коэн считает, что Чэню, получающему стипендию, чтобы учиться в университете, лучше сосредоточиться на учёбе в следующем году и, возможно, не уделять столько времени политической активности».

Далее в статье Коэн говорит: «Может быть, он вернётся в Китай уже в конце года, если всё пойдёт хорошо. Первоначально он собирается серьёзно заняться обучением, а потом действовать по обстоятельствам».

Согласно Associated Press, г-н Чэнь действительно хотел в какой-то момент вернуться в Китай, но в следующем году эта возможность будет почти нереальной.

Чэнь Гуанчэн продолжал делать бескомпромиссные заявления о нарушениях прав человека в Китае, а китайские власти продолжали преследовать и наказывать его родственников. Могли ли напряжённые отношения между китайским режимом и семьёй Чэнь Гуанчэна ускорить его отбытие из Университета Нью-Йорка, остается неясным.

Его племянник Чэнь Кэгуй был приговорён к 3 годам лишения свободы в ноябре 2012 года за «умышленное нанесение вреда». Это произошло, когда он защищался кухонным ножом от бандитов, связанных с местными органами власти, которые ворвались в его дом, вооружённые дубинками. «Они окружили меня. Один мужчина ударил меня по голове несколько раз толстой деревянной дубинкой, — вспоминал Чэнь Кэгуй после нападения. — У меня не было выбора, кроме как отбиваться своим ножом». В тюрьме ему отказали в медицинской помощи, когда у него случился острый аппендицит. Другие члены семьи не раз получали угрозы.

Пожилой матери Чэнь Гуанчэна перестали выплачивать пенсию, а в мае этого года отрезали телефон.

Тем временем г-н Чэнь продолжал публично заявлять о нарушениях прав человека в Китае. Он присоединился к коалиции 30 правозащитных групп, которые обратились к президенту Обаме с призывом поднять вопрос прав человека на встрече с лидером Китая Си Цзиньпином.

Совсем недавно Чэнь вместе с лауреатом Нобелевской премии мира, архиепископом Десмондом Туту, подписал письмо, в котором был представлен длинный перечень нарушений прав человека в Китае. «Большое количество заключённых, возможно, десятки тысяч, были казнены, а их органы вырезаны для продажи. Такое деяние настолько презренно, что находится почти за гранью нашего понимания», — говорится в письме от 4 июня 2013 года.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА