Лотос в культуре Индии


Знаменитая фреска Падмапани в пещерах Аджанты в штате Махараштра, Индия. Данный храмовый комплекс представляет собой около 30 вырубленных в скале буддийских пещерных храмов, которые были построены между II веком до н.э. и примерно 480 г. или 650 г. н.э. На санскрите «Падмапани» буквально означает «несущий лотос». Фото: Archaeological Survey of India/asi.nic.inЗнаменитая фреска Падмапани в пещерах Аджанты в штате Махараштра, Индия. Данный храмовый комплекс представляет собой около 30 вырубленных в скале буддийских пещерных храмов, которые были построены между II веком до н.э. и примерно 480 г. или 650 г. н.э. На санскрите «Падмапани» буквально означает «несущий лотос». Фото: Archaeological Survey of India/asi.nic.in

Главный цветок Индии лотос (Nelumbo nucifera) на протяжении веков служил источником вдохновения в древней и современной культуры страны, в её искусстве и литературе.

Те люди, кому удалось проделать путешествие по сельской местности южной Индии, никогда не забудут потрясающие картины цветущих лотосов. Связь лотоса с индийской культурой насчитывает тысячелетия, он олицетворяет древний дух индийской цивилизации.

Богатство древней индийской литературы имеет прямую связь с её языком — санскритом. Каждое слово на санскрите наделено глубоким содержанием. Согласно К. К. Ятиндрану, учёному из Кералы, специализирующемуся в санскрите, лотос имеет множество названий на санскрите, каждое из которых отражает какое-то одно его качество: панкирухам — «рождённый из грязи», сахасрапатрам — «имеющий тысячу лепестков», камалам — «украшающий воду», шатапатрам — «имеющий сотню лепестков», амборохам — «растущий из воды». И это ещё далеко не все слова для обозначения лотоса.

По словам Ятиндрана, во многих произведениях санскритской литературы используется метафора «вадана амбухам», что значит «лицо, подобное лотосу», то есть лицо ослепительной красоты. В современной индийской литературе одно из самых ярких упоминаний лотоса — это одноимённый сонет поэтессы Тору Датт.

Этот красивый цветок занял прочное место не только в литературе, но и индийском искусстве в целом. Изображение лотоса часто встречается в индийских храмах. В искусстве лотос является символом чистоты и божественной природы.

«Обычно в религиозных церемониях используются только распустившиеся цветы. Но лотос — это исключение, для приношений богам используются его бутоны», — рассказал Ятиндран в интервью «Великой Эпохе».

Изображения лотоса были найдены на доисторических фресках и пещерной живописи в стране. Ярким образцом является фреска Падмапани в пещере № 1 в буддийском пещерном храмовом Аджанта в штате Махараштра. На санскрите Падмапани буквально означает «несущий лотос».

Помимо этого, цветок лотоса популярен в ранголи — декоративных орнаментах, создаваемых на полу из мела, измельчённого риса или синтетических красочных порошков. Считается, что ранголи приносит в дом удачу.

Мотив лотоса в архитектуре сохранился даже при мусульманской династии Моголов. В городе Шахджаханабаде, в наше время известном как Красный форт, основанном императором Шах-Джаханом (1627-1658 гг.), лотос использовался как символ вечной молодости.

Апартаменты для жён и наложниц императоров Ранг-Махал, или Расписной дворец, были оформлены в виде большого лотоса. В центре бассейна находится тонкий стебель с серебряным лотосом наверху, из которого льётся вода.

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Роскомнадзор выдвинул предложение прекратить показ телешоу «Каникулы в Мексике»
  • На Бали проходит Международный фестиваль искусства
  • Тысячи добрых дел на чашках и блюдцах представила мастер керамики
  • Редкие книги выставили на международной антикварной ярмарке
  • В Москве открылся VIII международный книжный фестиваль

  • Девушка выполняет медитацию
  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top