Атлас тибетской медицины — священная реликвия Бурятии. Часть1


Лист 3 Атласа тибетской медицины. Фото: tibetastromed.ruЛист 3 Атласа тибетской медицины. Фото: tibetastromed.ru

Атлас тибетской медицины — это копия свода иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату «Голубой берилл» (Вайдурьяонбо). Оригинал трактата, написанного вXVII веке гениальным тибетским учёным, монахом и политиком Сангье Гьянцо (Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо), погиб после взятия Лхасы китайскими войсками в 1959 году, и во всём мире осталось только три его копии: в Китае, в Непале и в Бурятии, причём бурятский атлас является самым полным.

Сангье Гьянцо — личность весьма незаурядная. Он был племянником регента при Далай-Ламе V, затем стал ближайшим сподвижником «Великого пятого», а после его смерти — регентом при Далай-Ламе VI. Родился Гьянцо в 1653 году, с детства он любил собирать лекарственные растения и составлять лекарства. Другой его страстью было рисование. Под руководством дяди он получил прекрасное образование, приобретя огромные познания в буддийской философии, медицине, астрологии, технологии искусства и грамматике.

В возрасте 34 лет он завершил своё образование в монастыре Ригжед-линг, расположенном на холме Чагпори в Лхасе, и вскоре при содействии «Великого пятого» создал в монастыре астрологическую и медицинскую школу, которая до 1916 года была единственным учебным заведением, готовившим медиков для всего Тибета.

Будучи выдающимся политиком, СангьеГьянцо ещё при жизни V Далай-Ламы стал главой исполнительной власти Тибета и активно боролся за его независимость от монгольских ханов. Он несколько лет скрывал смерть «Великого пятого», объявив, что тот удалился в длительный затвор, и правил от его имени, опасаясь волнений в Тибете. В то же время он нашёл и воспитывал Далай-Ламу VI, будучи его регентом. После 15 лет правления Гьянцо, в 1703 году, решается сообщить о смерти Далай-Ламы, и монгольский Лхавсан-хан, последний из ханов, правивший Тибетом, начинает войну против мятежного регента. Хана поддержал китайский император Канси, в итоге тибетские войска потерпели поражение, и Сангье Гьянцо в 1705 году в возрасте 52 лет был казнён.

Этот гениальный человек после себя оставил множество выдающихся работ буквально по всем отраслям знаний, которые изучаются до сих пор, в том числе и трактат по теории и практике медицины «Голубой берилл», который был написан в 1687–1688 годах. Трактат считается самым фундаментальным трудом по тибетской медицине, в котором дано толкование основополагающего трактата по тибетской медицине — «Чжуд-ши» (Четырёхкнижье). В своих комментариях Гьянцо согласовал тибетские, индийские и китайские медицинские традиции, использовал буддийскую философию и магические ритуалы.

Тибетская медицина — не просто практическая наука, а часть мировоззрения и образа жизни, и СангьеГьянцо в своём труде подчёркивает, что болезни вызываются не только внешними или физическими причинами, а также нарушением баланса между «пневмой» и другими составляющими, но главным образом негативными состояниями сознания: злостью, ненавистью, себялюбием, завистью и т. д. Под воздействием отрицательных эмоций и желаний человек создаёт карму и открывает двери для 1080 злых духов, вызывающих болезни. Чтобы быть здоровым, человек должен жить в соответствии с законами природы и моральными законами.

Трактат «Голубой берилл» так же, как «Чжуд-ши», состоит из четырёх томов и 156 глав. В первый том входит история медицины Тибета, во второй — теория медицины и анализ тибетских лекарственных средств, в третьем томе даётся описание всех известных болезней, а четвёртый том посвящён диагностике по пульсу и моче, приготовлению лекарств и технике проведения лечебных процедур. При этом объём трактата значительно превышает объём «Чжуд-ши», в нём содержится сложный текст, непонятный для непосвящённых, даются новые сведения о лечении болезней и диагностике, а также добавлено более 300 наименований к перечню лекарственного сырья.

Сангье Гьянцо много работал над иллюстрациями к трактату, но из-за политической деятельности не мог уделять этому достаточно внимания. Тогда он привлёк к работе над иллюстрациями талантливого молодого монаха Шенну Цякпа Чопэля из медицинского монастыря Сэртог-манба, находящегося в восточном Тибете. Чопэль сформировал из рисунков Сангье свод в 79 листов, чтобы иллюстрировать содержание трактата. Размер листа (плаката) составляет 81,5×66,5 см. В листах насчитывается больше 10000 рисунков. На листе помещается от 7-9 до 170-180 рисунков. На верхней части каждого листа имеется надпись на тибетском языке, указывающая на то, к каким частям, главам или разделам относятся иллюстрации в целом.

В работе также принимали участие художники Норбу-Чжамцо из Лхобрага, рисовавший тушью контуры рисунков, и Гэньен из Лхасы, который их раскрашивал.

Рисунки Атласа можно разделить на две группы. К первой относятся анатомические таблицы, иллюстрирующие строение человеческого тела, рисунки инструментов и «древа медицины», а также растений и минералов, употреблявшихся в лечении. Ко второй группе относятся изображения Верховного Целителя (эманация Будды Шакьямуни), божеств, бодхисатв, демонов, мандал и других мистических атрибутов.

В конце XIX века была сделана копия этого уникального трактата для бурятских врачей-буддистов, эмчи-лам, которая почти точно воспроизводит оригинал (выпущено два листа и один утерян). Драгоценная копия была сделана по заказу Агвана Доржиева, бурята по национальности, который отправился учиться в Тибет и к 35 годам получил высшую философскую и богословскую степень «цаннид-хамболхарамбы». Спустя некоторое время он был включён в число семи учителей далай-ламы XIII, затем стал его советником и занял третий высший чин в тибетской иерархии — старшего Хамбо-ламы, с правом голоса по всем вопросам политики и веры. Во время пребывания на своём высоком посту в Тибете он активно проводил политику сближения Тибета с Россией.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:


  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top