Атлас тибетской медицины — священная реликвия Бурятии. Часть 2


Атлас Тибетской медицины, лист 14. Фото: tibetastromed.ruАтлас Тибетской медицины, лист 14. Фото: tibetastromed.ru

Атлас тибетской медицины — это копия свода иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату «Голубой берилл» (Вайдурьяонбо), сделанная в конце XIX века для бурятских врачей эмчи-лам, которая почти точно воспроизводит оригинал, погибший при оккупации Тибета Китаем.

Копию Атласа с большим трудом удалось переправить в Бурятию лекарем Ширабом Сунуевым. В Тибете он больше десяти лет изучал тибетскую медицину (конец XIX — начало XX века) и тайно на протяжении нескольких лет занимался изготовлением копии Атласа. Если бы тибетские власти узнали, чем занимается в монастыре Сэртог-мамба ученик из далёкой Аги, то ему отрубили бы голову, несмотря на высокое покровительство Хамбо-ламы.

Чтобы сделать копию Атласа, Ширабу Сунуеву необходимо было подкупить художников-тибетцев, которые срисовали бы Атлас, причём найти столько денег в России, чтобы они взялись бы за это, невзирая на угрозу лишиться головы. Шираб Сунуев несколько раз пробирался через три границы из Тибета в Россию и обратно, чтобы доставлять деньги, собранные на родине с земляков, прихожан Цугольского дацана.

Однажды в пустыне Алашань, в очередной раз направляясь за деньгами в Россию, Шираб Сунаев был на краю гибели. Он несколько дней брёл пешком без пищи и воды и был крайне изнурён. Случайно его подобрал один монгол, напоил и накормил. В благодарность Шираб дал монголу лекарства для его больной жены, а когда возвращался обратно, жена монгола была уже совсем здорова. Благодарные монголы снабдили Шираба едой на весь остаток пути и подарили верблюда, который очень пригодился Ширабу, когда он вывозил Атлас, причём самые ценные листы Атласа он нёс на своей груди.

Точно неизвестно, во сколько обошлось агинским бурятам изготовление Атласа, но по слухам, художники-ламы, срисовавшие Атлас, обеспечили свои семьи на несколько поколений вперёд, так как Шираб Сунуев доставлял в Тибет целые партии золота и серебра для оплаты их работы. Возможно, в «софинансировании проекта» принимал участие доктор тибетской медицины и миллионер Петр Бадмаев.

В Бурятии Атлас был передан в дар основанному ещё в 1801 году Цугольскому дацану, в котором располагался самый старый и престижный медицинский факультет. Сам Агван Доржиев после 1917 года возвратился в Россию для спасения буддизма в Бурятии, что впоследствии привело его к гибели. Атлас же в 1926 году по его просьбе был передан в Ацагатский дацан, в котором с 1913 года действовала медицинская школа с лечебницей, созданная самим Доржиевым.

С 1936 г. началось закрытие дацанов в Бурятии — дацаны разрушались, имущество в основном уничтожалось, а самих лам отправляли в тюрьмы или расстреливали, но Атлас каким-то чудом уцелел благодаря инструктору Союза воинствующих безбожников Ж.Ж. Жабону, который разыскал Атлас и передал на хранение в Краеведческий музей Улан-Удэ. (Музей истории Бурятии). Шли годы, обстановка в стране смягчалась, и в 1968 году группой учёных под руководством известного востоковеда А. Балданжалова началось изучение Атласа. Он привлекал к работе оставшихся в живых после лагерей и тюрем лам, многие из которых приезжали к нему с риском для жизни и работали бесплатно. Общими усилиями был сделан перевод текста и составлены комментарии к нему. С 1981 года Атлас был признан выдающимся памятником культуры народов Востока.

Тем не менее, до конца 90-х годов раритет под названием «Атлас тибетской медицины» небрежно хранился в главном фондохранилище музея, расположенном в здании Одигитриевского кафедрального собора в Улан-Удэ, и почти единственным человеком, который имел к нему доступ, была сотрудница музея Ксения Герасимова, благодаря которой научная общественность Бурятии узнала о ценности экспоната. При этом «выдающийся памятник культуры», выполненный на льняном холсте, пылился на верхних стеллажах фондохранилища в свернутом виде, несмотря на угрозу осыпания минеральных красок, однако каким-то чудом сохранился до наших дней.

Но мытарства Атласа на этом не закончились. В 1998 году он был отправлен на выставку в США с правом одноразовой публикации Атласа, что давало американским организаторам выставки огромную прибыль. Бурятия же не получала практически ничего. Кроме того, ламы из Буддийской традиционной сангхи России не были уверены в том, что Атлас вернётся на родину, и настаивали на передаче Атласа в церковную собственность, так как он приобретался на деньги, собранные паствой.

Вся бурятская общественность, поддержанная президентом Бурятии Потаповым, выступила против отправки священной реликвии за границу, но вопрос вдруг стал решаться на федеральном уровне, и Атлас отправился за границу. Правда, при этом были жестоко избиты ОМОНом около 30 буддийских монахов и послушников, которые несколько дней проводили пикетирование возле музея истории Бурятии, надеясь мирными средствами воспрепятствовать вывозу реликвии.

В Америке с большим успехом прошли сенсационные выставки 40 из имеющихся 76 страниц атласа в трёх городах США — Вашингтоне, Атланте и Рино (штат Невада). Сам же атлас перевозился в специальных капсулах при соблюдении особых мер безопасности, перед выставками работники Эрмитажа впервые провели «щадящую» реставрацию раритета — очистку холстов от пыли и грязи (запросив за это 200 тысяч долларов!).

После возвращения в Россию летом 1999 года те же 40 страниц Атласа тибетской медицины выставлялись в Москве, в Музее Востока, а затем в Улан-Удэ, в Музее истории Бурятии. С тех пор более десяти лет Атлас ни разу публично не выставлялся, что вызвало у общественности и религиозных деятелей Бурятии сомнения: что же сейчас хранится в Музее истории Бурятии — Атлас, провезённый Ширабом Сунуевым через три границы, или американская подделка? Но анализы, проведённые только в 2009 году новым директором музея Аюной Цыбикдоржиевой, показали, что нам вернули оригинал. В 2010 году с конца января по начало марта наконец-то прошла выставка, на которой впервые в истории выставлялись все 76 страниц Атласа тибетской медицины в течение праздника Сагаалган (бурятско-тибетский Новый год).

Сегодня Атлас тибетской медицины законсервирован в хранилище Музея истории Бурятии. Он хранится в специальных шкафах с горизонтальными выдвигающимися ящиками (на каждую страницу по ящику), так как написанные старыми минеральными красками страницы Атласа нельзя хранить в вертикальном положении. Это грозит осыпанием красок и сползанием бумаги с холста. Для сохранения памятника нужно, чтобы он находился в горизонтальном положении.

Сейчас каждая страница Атласа хранится в двойном паспарту, сверху страница накрыта микалентной бумагой. Чтобы не повредить живописное полотно, используется особый бескислотный картон из Германии, который не выделяет никаких химических веществ. Температура поддерживается в пределах 16–18 градусов, влажность — 55–60%. Такая консервация обеспечивает сохранность живописного полотна в течение 200 лет.

Но ведь Атлас предназначен для обучения эмчи-лам, как же сохранить памятник, и в то же время сделать так, чтобы он и дальше мог служить людям? Этот вопрос был решён двумя друзьями-предпринимателями из Москвы — Баиром Жамсоевым и улан-удэнским юристом Биликто Дугаровым, посетившим выставку раритета, когда Атлас экспонировался в музее. Решено было сделать копию, и для этого было найдено редкое оборудование (планетарный сканер и специальная типография) и не менее редкие специалисты, и уже в июле 2010 года была создана высокоточная копия Атласа тибетской медицины, которая передаёт все цвета и особенности графики этого художественного шедевра. Она выполнена хорошими красками на таком же льняном холсте и выглядит практически как оригинал. Кроме того, с помощью фонда «Жамсаран» была создана электронная страховая копия Атласа. В настоящее время передвижная выставка копии с копии Атласа уже действует в России.

Сам оригинал Атласа тибетской медицины сегодня отнесён к музейному фонду Российской Федерации и остаётся собственностью государства. Тем не менее, вопрос о том, кому должен принадлежать Атлас, остаётся открытым. «Право на владение Атласом принадлежит Цугольскому дацану, – заявил хамбо-лама Дамба Аюшеев. — Средства на изготовление Атласа, на оплату работы художников, которые перерисовывали в Тибете эти картины, собирались в Цугольском дацане. То, что Атлас был создан и привезён сюда, является заслугой верующих Цугольского дацана — они являются его хозяевами. В этом надо быть честными. Поэтому, если встанет вопрос о возвращение Атласа, если Цугольский дацан изъявит желание вернуть его себе, я не буду против!»

Итак, «Атлас тибетской медицины» благополучно занял своё место в Музее истории Бурятии. Но Атлас был приобретён высокопоставленным буддийским ламой на личные средства верующих для нужд Цугольского дацана, чтобы обучать эмчи-лам, и место ему не в музее. Может быть, когда-нибудь придёт время восстановить историческую справедливость и возвратить Атлас буддистам Бурятии.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:


  • Девушка выполняет медитацию
  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top