ЕГЭ не сдали не ученики, ЕГЭ не сдала страна


Наше общество, что соответствует ходу жизни, непрерывно развивается, реформируется. Будучи частью глобального мира, перенимает многие формы организации жизни у других сообществ. Одна — во благо, а другая может настолько не соответствовать состоянию отечественного менталитета, что принесёт даже вред. Противоположные мнения высказывают и обычные граждане, и специалисты по поводу перехода с классической формы образования на Болонскую систему. Особенно это касается введения Единого государственного экзамена – ЕГЭ.

Г. Фурсей, С. Стафеев, С. Рукшин. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times) Г. Фурсей, С. Стафеев, С. Рукшин. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

ЕГЭ-2013

Проведение ЕГЭ в нынешнем году вызвало обеспокоенность даже у людей далёких от школы огромным количеством нарушений и самими результатами экзаменов. В 2013 году ЕГЭ сдавали почти 800 тыс. школьников, с двумя основными предметами русским языком и математикой не справились почти 10% выпускников.

Рособрнадзор — государственный орган, отвечающий за проведение ЕГЭ, отмечает, что были «незначительные» нарушения: завышения оценок на 1-4 и более баллов, записи ответов другим почерком, дословное совпадение фрагментов решения с текстом оценочных критериев, совпадения текстов в разных работах и другие. Планируется перепроверить более 4000 высокобалльных и стобалльных ответов по ЕГЭ из нескольких десятков регионов. Должно быть перепроверено около 10% работ.

В чём причина такого положения? Это несовершенство экзаменационной системы, отсутствие специалистов или состояние самого общества?

Мнения экспертов

Взволнованный и даже горький обмен мнениями крупных учёных и специалистов системы образования состоялся в РИА Новости Петербурга.

Заслуженный учитель России, член Общественного совета минобра, профессор Педагогического университета им. Герцена Сергей Рукшин подтвердил, что в 2013 году утечка вариантов ЕГЭ случилась за две недели до самих экзаменов. Это означает, по его мнению, «что утечки были из верхних эшелонов — из ФИПИ, или из высших органов образования, или из органов регионов, куда они приходили».

С. Рукшин назвал ЕГЭ «локомотивом непродуманной, бессмысленной и беспощадной реформы». Он стоял у истоков новой экзаменационной системы и уверен, что ЕГЭ «замысливался как институт борьбы с коррупцией», но его худшие опасения сбылись и «каждый школьник был втянут в эту паутину»: «Нам обещали, что ЕГЭ уберёт коррупцию из системы образования. Вместо этого случаи коррупции увеличились в десятки и сотни раз. Более того, метастазы коррупции проникли в школы, которые увеличили объём репетиторских услуг; в медицинскую систему, которая выдаёт справки, чтобы сдать ЕГЭ досрочно».

Педагога беспокоит, что ЕГЭ, по сути, разрушает систему школьного образования: школьники в последние два года учёбы перестают изучать полный школьный курс наук и даже не всегда посещают «ненужные» уроки, отдавая время натаскиванию на ЕГЭ с помощью репетиторов (Всё обо всём)

Сегодня государство внезапно приступило к реформированию, казалось бы, незыблемой базы российской науки, Академии наук. Таким образом, оно признало серьёзные проблемы в науке, как отрасли, от которой зависит наукоёмкая индустрия, то есть поступательное развитии страны. Однако кто же придёт в этом году в университеты, чтобы затем продолжать дело учёных?

Декан Национального исследовательского университета ИТМО Сергей Стафеев считает, что с введением ЕГЭ «утеряна корреляция результатов учёбы и результатов ЕГЭ». По результатам ЕГЭ в последние годы в вузах оказываются студенты, которые не в состоянии в сентябре понять, о чём говорит лектор, хотя эти темы не выходят за рамки школьного курса. Вузы же не имеют права проводить собственных испытаний. Поэтому, говоря о недостатках ЕГЭ, эксперты отмечают, что зачастую наказаны самые честные — выпускники, которые не списывали и не натасканы, но получили более низкие баллы. В результате после первой же сессии вуз должен произвести отсев неуспевающих.

Должны существовать разные оценочные средства, считают эксперты. Одним из решений проблемы несовершенства системы ЕГЭ они считают предоставление вузам возможности верифицировать результаты ЕГЭ. Например, предлагая абитуриенту вопрос, аналогичный экзаменационному, чтобы в собеседовании проверить, понимает ли он свою работу. В дальнейшем можно применить полностью автоматизированную систему опроса, когда компьютер будет на месте генерировать задачу для каждого выпускника.

Другой возможностью выявить талантливых ребят и помочь им поступить в вуз Сергей Рукшин, первый учитель Г. Перельмана, называет Олимпиады, считая их «Тестом на креативность». Однако коррупция проникла и в эту сферу: «ЕГЭ испортил систему Олимпиад. В Интернете написано, куда нужно пойти, кому заплатить и сколько, чтобы стать победителями этих Олимпиад. Таким образом, путь, который оберегал одарённых детей от несправедливости ЕГЭ, перестаёт существовать», — с горечью замечает профессор и добавляет: «ЕГЭ не сдали не ученики, ЕГЭ не сдала страна». Каким будет человек?

Страна не готова к такой форме контроля, считают эксперты. Преобладает «менталитет “помощи” товарищу».

Михаил Богданов, сопредседатель Петербургского родительского комитета отвечает на вопрос – Что думают родители о системе ЕГЭ? Основная проблема родителей — помочь ребёнку выйти в жизнь. Они беспокоятся о том, каким станет человек, после этой первой настоящей встречи с государством. Их волнует воспитательная составляющая ЕГЭ, которая демонстрирует детям двойные стандарты: как лучше жить — честно или по общим «правилам»? «Возникает конфликт на духовном поле ребёнка, который видит повсеместное воровство», — беспокоится отец старшеклассника.

М. Богданов видит решение этой системной ошибки на публичном пути.

Депутат ЗАКСа Петербурга Б. Вишневский ещё более категоричен: «Выпускники 2013 года получили последний школьный урок: Выгодно быть нечестным». «Через пять лет вузы выпустят тех, кто сейчас купил или списал ЕГЭ», — предостерегает он.

Письмо президенту

Вице-президент Российской академии естественных наук Георгий Фурсей, учёный и преподаватель, уже неоднократно говорил о том, что наше образование находится в опасности. Самое главное, по его мнению, что «образование и воспитание являются той сущностной средой, в которой происходит формирование человека и восхождение нации». «ЕГЭ переместил коррупцию из ВУЗов в школы, т.е. непосредственно в самую ранимую точку — в души детей и учителей.

Однако он со свойственным ему оптимизмом уверен, это «состояние войны культурной, навязанное нам извне, можно поправить» и написал письмо президенту. В своём письме академик так характеризует ЕГЭ: «ЕГЭ — это варварская замена проверки уровня развития молодых людей формальной «угадайкой», соответствующая худшим тенденциям массовой культуры». Он напоминает: «Порочная система реформирования этих сфер [образования и культуры] привела к тому, что с первого места мы переместились приблизительно на сотое в мировом рейтинге образования». Президент Лиги защиты культуры и предлагает Президенту «рассмотреть развёрнутую концепцию возрождения и оздоровления сферы культуры и образования», подготовленную учёными.

Академик Г. Фурсей использовал такой образ: паровоз, мчащийся к пропасти, надо не приукрашивать, а переводить ему стрелки.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • «Мусорный кризис» в северной столице
  • Более 1500 уникальных книг XVIII-XX веков собраны в электронной библиотеке «МегакампусЪ»
  • Что скрывается за действиями Сноудена в Москве
  • Бывший глава МИД Турции Мюмтаз Сойзал о ситуации в стране
  • Арбитражный адвокат или арбитражный юрист?

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top