Русскому балету 275 лет

Автор: 01.07.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:17
Первая русская школа балета

4 мая 1738 года 12 девочек и мальчиков из семей дворцовых служащих начали обучаться в Зимнем дворце «иноземной поступи», иначе говоря, бальным танцам. Так начался путь русского балета длиной в 275 лет.

Юбилейный плакат
Юбилейный плакат

Учебное заведение – «Ея Императорского Величества танцевальная Школа», ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, было основано по указу императрицы Анны Иоанновны. Первым учителем русских танцоров стал француз Жан Батист Ланде. Началось освоение техники европейского танца.

Настоящее развитие школы связано с «весёлой царицей Элизабет», любившей забавы и зрелища. В 1756 году императрица Елизавета Петровна приказала создать русский театр. Танцевальная школа преобразовывалась в «Театральную школу», в которой готовили артистов разного жанра.

Становление и расцвет русской балетной школы и самого балета связаны с деятельностью нескольких знаменитых французских хореографов. В самом начале XIX века в Петербург был приглашён Шарль Дидло. В числе учеников его школы была А. Истомина, известная нам по старинным рисункам и воспетая А. Пушкиным: «Блистательна, полувоздушна…/То стан совьёт, то разовьёт/И быстрой ножкой ножку бьёт/».

Мировое признание балетной школе и балету России принесла эпоха «большого балета» ещё одного француза – Мариуса Петипа. Вся вторая половина XIX столетия связана с его именем. М. Петипа создал более 70 балетных спектаклей. Принципы Петипа – виртуозность исполнения и актёрская игра – остаются основой русского балета.

С 1921 года в училище начинает преподавать А.Я. Ваганова – первый профессор хореографии. Она создала первый учебник балетного искусства – «Основы классического танца», он переведён на многие языки и не утратил своего значения и сегодня. Талантливый педагог Агриппина Ваганова воспитала замечательных балерин – Галину Уланову и Татьяну Вечеслову.

Вагановка сегодня

Уже в наше время Училище было преобразовано в Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой, включённую в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Академия имеет уникальный статус «нетипового учебного заведения для детей и подростков, имеющих выдающиеся способности».

За последние три года старинная Академия помолодела. В здании, построенном знаменитым Карло Росси, проведён основательный ремонт. Учебный процесс не прерывался, осуществлялась аренда мебели и сценических конструкций, «работали в «военно-полевых условиях»», – рассказывает ректор Академии Вера Дорофеева. Сегодня в школе 300 учащихся, а за все 275 лет её выпускниками стали более пяти тысяч танцовщиков. Ежегодно более чем из двух тысяч желающих отбирается 60 будущих учеников 10-11 лет. Однако выпускается только 20-25 танцоров. «Травмоопасная профессия, – поясняет ректор. – И не все могут работать 24 часа в сутки».

Художественный руководитель Академии последнего десятилетия, прима-балерина Мариинского театра, Народная артистка России Алтынай Асылмуратова, дополняя рассказ ректора, говорит о необыкновенном трудолюбии будущих артистов балета: «Их надо выгонять с работы». К обычной школьной и вузовской программе добавляются часы на шесть специальных предметов. Задача школы – сохранить художественное наследие, а лучший способ – это «передача из ног в ноги», так балерина образно представляет совместную работу «учитель – ученик». Она убеждена: «История доказала, что методика Вагановой – лучшая». Ещё одна важная особенность Вагановки – за годы учёбы складываются «почти родственно-семейные отношения».

Сегодня это высшее учебное заведение по-прежнему неразрывно связано с Мариинским театром и продолжает развивать русское классическое наследие. В балетной труппе театра служит более 95% выпускников Академии. «Нет ни одной балетной школы мира, где не было бы наших выпускников», – говорит ректор.

Юбилейный год Академия балета начала ещё в декабре прошлого года гала-концертом в Москве, а закончила другим гала в конце июня, когда были сданы все экзамены. Заключительное представление 275-го учебного года состоялось в старейшем театре Петербурга – Александринском театре.

Этот год с полным правом можно считать годом 275-летия русского балета. Уточним, что ему предшествовал балет Франции и его колыбель – Парижская школа балета, которая отмечает в нынешнем году своё 300-летие.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА