Дети-инвалиды не нужны Китаю

Автор: 22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:39
В провинции Хэнань в Китае мать 9-летнего мальчика, который имеет синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), заявила, что местная сельская школа не разрешает ему учиться из-за этого. Она сказала: «Это потому, что мой ребёнок отличается. Другие дети в деревне, которые соображают хуже него, все учатся».
Софи Ричардсон, директор китайского отделения Human Rights Watch (HRW), описала препятствия, с которыми сталкиваются маленькие инвалиды в Китае, 15 июля, офис HRW, Вашингтон, США. Фото: Gary Feuerberg/The Epoch Times
Софи Ричардсон, директор китайского отделения Human Rights Watch (HRW), описала препятствия, с которыми сталкиваются маленькие инвалиды в Китае, 15 июля, офис HRW, Вашингтон, США. Фото: Gary Feuerberg/The Epoch Times
Сюжет взят из 75-страничного доклада Human Rights Watch под названием «Пока они позволяют нам оставаться в школе: препятствия в получении образования для детей с инвалидностью в Китае», который был опубликован 15 июля. Вышеуказанная ситуация характерна для Китая. Администрация школы и учителя объясняют, что не имеют дополнительных ресурсов для ухода за инвалидами и не хотят лишней ответственности. Родителям могут даже сказать, что их ребёнок «не способен учиться», или «отличается от обычных детей», или «может негативно повлиять на других», как сообщается в докладе.

«Не должно быть никаких барьеров для детей с ограниченными возможностями, чтобы учиться в обычных школах… у правительства нет стратегии по ведению инклюзивного образования», — сказала 15 июля Софи Ричардсон, директор китайского отделения Human Rights Watch.

От детей-инвалидов отворачиваются, или вынуждают их уехать. Если ребёнку разрешили присутствовать на занятиях, потому что школа не может отказать, то через год или два родителям будет предложено перевести его в другую школу, как говорится в докладе. Школа не приложит даже минимума усилий, чтобы помочь инвалидам.

По китайским законам, все дети, достигшие 6 лет, должны получать обязательное образование. Кроме того, в Законе о защите инвалидов 1990 года говорится, что ребёнок с ограниченными возможностями должен иметь доступ к обязательному образованию и профессиональной подготовке.

В отчёте приводится цитата из международной Конвенции о правах инвалидов (КПИ), которую Китай ратифицировал в 2008 году: «Люди с ограниченными возможностями не исключаются из общей системы образования по признаку инвалидности». Это требование распространяется на все уровни образования: начальное, среднее, высшее и профессиональную подготовку.

Однако в Китае закон не исполняется, на это указывает высокий уровень неграмотности среди лиц с ограниченными возможностями. Согласно официальной статистике, более 40% инвалидов (которых в стране примерно 83 млн) неграмотные, а 15 миллионов живут менее чем на 1 доллар в день, как утверждается в докладе. Вероятная причина этого в том, что около 28% детей-инвалидов, по официальным данным, не получают обязательного базового образования.

Отсутствие жилья

В докладе делается вывод, что китайский режим мало заботится о детях-инвалидах: «По-прежнему выделяется слишком мало ресурсов для обучения школьников с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях».

Так как помощь правительства в подготовке учителей и администраторов обычных школ никак не оговорена, ребёнку с ограниченными возможностями остаётся надеяться, что его преподаватели будут «по доброте душевной» заниматься с ним отдельно.

Но такие учителя являются исключением, это единичные случаи, как говорится в докладе. Многие школьники-инвалиды учатся вместе со всеми, но не получают знаний. Родители учащихся с ограниченными умственными возможностями или аутизмом говорят, что учителя игнорируют их детей из-за плохой успеваемости.

Мать 15-летней девочки со множественными нарушениями из провинции Гуандун рассказала: «Учитель не обращал на неё внимания. Она не сдавала экзамены и не получала домашних заданий. Она просто сидела в классе. Учителя не волновало, какие части урока она не понимает … зрение у неё очень плохое… Её пересадили в конец класса, потому что она не успевала за другими».

Родители детей с нарушениями зрения рассказали, что они не были обеспечены наглядными пособиями, шрифтом Брайля или увеличенными текстами. А те, у кого дети с нарушениями слуха, сообщили, что ребятам не давали письменных заметок и не пытались использовать для общения с ними язык жестов.

Специальные школы

В докладе говорится, что большой процент учащихся с ограниченными возможностями бросают школу или поступают в специальные школы. В Китае есть 1767 специальных школ, по данным Министерства образования. Их слишком мало для такой страны. Эти школы имеют подготовленных преподавателей и хорошо финансируются. Большинство опрошенных школьников, которые пришли туда из обычных школ, заявили, что их там обучают лучше и предлагают индивидуальную поддержку.

Но специальные школы имеют и много недостатков. Учебная программа там ограниченная, и попав в систему специального образования, вряд ли можно вернуться в обычную школу, не говоря уже о высшем образовании. В докладе отмечается, что родители мало знают о данной ситуации.

Спецшколы, как правило, находятся в городах. Они труднодоступны для детей-инвалидов из сёл, а там проживает 75% инвалидов Китая. Кроме того, такие школы могут специализироваться на одном виде инвалидности, например на глухоте. Дети с другими недостатками должны преодолевать большие расстояния, чтобы добраться до школы. Некоторым приходиться отрываться от семьи в юном возрасте, чтобы учиться в этих школах.

В отчёте используются данные, полученные только в 62-х интервью с жителями 12 провинций. С таким небольшим охватом нельзя говорить о статистике, и поэтому исследователи брали статистические данные из официальных источников. Human Rights Watch считает, что и им нельзя полностью доверять. Тем не менее, из бесед с детьми-инвалидами и их родителями можно сделать выводы о проблемах детей с ограниченными возможностями в Китае.

Высшее образование

Общее недовольство вызывало «отсутствие гибкости в оценке успеваемости учащихся» в системе общего образования. Нет специальных экзаменов для школьников с ограниченными возможностями. По сути, это означает, что слепые выпускники средней школы «отстранены от общего образования», потому что при поступлении в ВУЗы не предоставляются таблицы Брайля или другие вспомогательные средства. Хотя с 2008 года, юридически, это должно быть предусмотрено.

Кроме того, глухие студенты находятся в крайне неблагоприятном положении, так как прослушивание на экзаменах по английскому языку является необходимым, и без них нельзя окончить университет, как говорится в докладе.

The Economist сообщила 13 июля, что некоторые китайские слепые школьники теперь требуют, чтобы им обеспечили приемлемые условия для поступления в вузы.

Даже если учащийся, имеющий инвалидность, сможет закончить среднюю школу, то он сталкивается с другой преградой для поступления в колледж, которая, по словам г-жи Ричардсон, есть только в Китае.

Все студенты, поступающие в вузы, должны представить результаты физического обследования, где отмечена инвалидность учащегося. Власти издали «руководящие принципы», которые позволяют университетам отказывать в поступлении абитуриентам, имеющим физические или умственные недостатки. Это уже дискриминация.

Слепые могут обучиться массажу, а люди с нарушениями слуха могут научиться ремёслам и изобразительному искусству. «Студенты с ограниченными возможностями, которые решились освоить профессии, сталкиваются с серьёзными барьерами», — говорится в докладе.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА