Склоните главу над поруганной Музой

The Epoch Times07.10.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:26

Снос ветхого жилья — нормальное явление, которое даже с радостью воспринимается населением. Демонтажные работы в Москве по удалению старой неактуальной рекламы тоже приветствуются. Но бывают и перегибы в этой области, возмущающие общественность. Недавно в Воронеже демонтировали скульптуру «Муза», как об этом сообщается на сайте «Культура ВРН» 8 августа.

Склоните главу над поруганной Музой


Склоните главу над поруганной Музой. Фото с сайта https://culturavrn.ru/starred/10053
Муза была просто выломана из арки, которую она украшала 25 лет. Скульптурная группа располагалась перед входом в Академию искусств Воронежа. Руководитель проекта Александр Мельниченко не был даже предупреждён. Для автора «Музы», скульптора Владимира Петрихина это был просто шок. Решение о сносе принималось поспешно, в узком кругу учёного совета академии.

Инициатором сноса стал ректор академии Эдуард Бояков. По сути, ректорат имеет право на своей территории делать всё, что посчитает нужным, ведь вуз находится в федеральном подчинении. Но этические нормы всё же существуют, как и обязательства по отношению к автору скульптуры, в которую тот вложил свою душу, а также перед студентами и преподавателями академии.

Необъяснимый поступок ректора академии вызвал не просто отрицательные отклики в студенческой среде и среди различных преподавателей искусств, отдельные из которых теперь подают заявления об уходе, но и нанёс моральный ущерб автору «Музы».

Скульптор Владимир Петрихин тяжело воспринял известие о демонтаже. Он сказал: «Я слишком много вложил в неё труда и души. Очень переживаю. Для каждого художника уничтожение его работы — как потеря близкого человека. Я раздавлен, даже нет сил протестовать».

Затем он добавил, выразив тем самым мнение большинства преподавательского состава академии: «Такие вещи недопустимы. Как минимум, надо было посоветоваться с городом. Если бы господин Бояков убедил всех, что это — не произведение искусства, не исторический памятник, то пусть бы убирал. Однако решение было принято и исполнено слишком поспешно, без какого-либо учёта общественного мнения. А ведь это знаковая работа».

О поспешности решения свидетельствует и время его принятия — когда многие преподаватели находились в отпусках. В созыве в такое время учёного совета многие тоже сомневаются. Юрий Астапченко, скульптор, член-корреспондент Российской Академии художеств, сказал по этому поводу: «Это очень неприятный и печальный прецедент. «Муза» — не только произведение искусства, но и символ академии, часть истории города и вуза. А её в спешке, втихую взяли и демонтировали. И учёный совет поддержал! Люди, которые ничего подобного не сделали, взяли на себя смелость уничтожать. Думаю, я больше не буду преподавать в академии, намерен уйти».

По поводу сноса скульптуры руководитель Воронежской организации Союза художников России Андрей Смирнов заявил: «Подобные акции надо обсуждать со специалистами — художниками, искусствоведами, а не давить административным ресурсом. Администраторы пусть решают кадровые вопросы, утверждают учебный план. А такие вопросы решают профессионалы. Уличное пространство — очень тонкий организм, не терпящий своеволия. Я не поддерживаю такие действия».

В обсуждении на страничке «Культура ВРН» в Интернете большинство выразило мнение, что снос Музы является просто актом вандализма. Куда дели скульптуру, чем обосновали, кто из учёного совета ещё причастен к акту вандализма – такие вопросы возникли у людей в ходе обсуждения.

Однако есть и те, кто считает, что демонтаж не является актом вандализма, не вникая в вопрос, как это было сделано, а сам ректор Бояков на страницах GAY.RU заявил: «Культура должна выполнять функцию поставщика смыслов, идей, проектов, сценариев, планов, апробаций», хотя по сути его поступок больше напоминает диктат, чем культурное поведение руководителя.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА