Академик РАЕН Виктор Капустян: Главное в жизни — знать о великих человеческих подвигах

The Epoch Times12.08.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:17
Мы находимся в преддверии выборов нового мэра Москвы. В этот период у горожан возникает много весьма острых вопросов, касающихся, прежде всего, улучшения качества жизни в городе, положительных перемен в городской среде. Одновременно речь идёт о сохранности культурного наследия, о самобытном историческом облике столицы. Ответить на них сегодня сможет академик РАЕН, доктор технических наук, главный системный аналитик НИИ информационных технологий Виктор Михайлович Капустян — автор концепции «Московская агломерация» и множества других значимых научных трудов.
Ботанический сад, город Куритиба, Бразилия. Фото: Alan Franco/Commons.wikimedia.org
Ботанический сад, город Куритиба, Бразилия. Фото: Alan Franco/Commons.wikimedia.org
Город — центр народного творчества

— Виктор Михайлович, расскажите, пожалуйста, о Вашей концепции «Московская агломерация»?

В.К.: Данный вопрос следует начинать даже не от «Петра Великого», а от первых городов на земле. Это, по сути, особые организмы, машины для жизни, которые постепенно развивались. И мы знаем, как они развивались.

Города всегда возникали на скрещении путей: водных, сухопутных, торговых, каких угодно. Именно в таких местах возникала концентрация встреч и связей, полезных для отношений между людьми. Некоторые люди оседали, чтобы обслуживать встречи и связи, и таким образом возникал город. Город жил своей жизнью.

Есть такие понятия «старгород», «новгород». Города оставляли свои исторические центры и перемещались. По известным геополитическим и географическим причинам. Другие потребности — другие связи. И почти у каждого города на земле есть траектория из четырех-пяти точек перемещения административного центра.

Также весьма интересно устроены города в Европе — всегда квадратная площадь в центре! Суд, магистрат, рынок и четвёртый угол. Как мы видим, обязательно квадратная форма.

Городами можно заниматься бесконечно долго. Это их типология, история развития. Но сейчас они активно вступили в фазу агломерационного развития. Когда города срастаются, то тогда их функции быстро меняются.

Вот, например, столичными функциями Москвы, как ни прискорбно, мало кто занимается, и тем более немногие знают их перечень. А ведь это весьма важно, особенно сегодня!

Вообще, согласно исследованиям английского учёного-градоведа Чарльза Лендри, город превращается преимущественно в центр народного творчества. Не просто творчества учёных, специалистов, институтов, а весь народ начинает в своём городе творить! Причём, творить на пользу города.
Впервые об этом факте упомянул великий швейцарский, впоследствии американский учёный-астроном, инженер Фриц Цвикки. Он сказал: «Ни синие воротнички, ни белые воротнички и ни правительство не решают проблем развития в городе или в стране. А решает всё население». Все свободные мужчины и женщины должны собраться и решать данные проблемы. Без них будет только паллиативное решение проблем.
Поэтому сейчас остро встаёт задача активизации населения на творчество. Ведь надо уметь слушать, дать возможность развить это творчество. Однако, как мы видим, системность на данный момент отсутствует.

Город Куритиба: мэрия покупает у жителей мусор!


Виктор Михайлович, а где все-таки на Земле идея «город — центр народного творчества» воплощена в жизнь?

В.К.: Например, в куритибской агломерации идея народного творчества реализована полностью. Это город великого будущего! Я призывал московское начальство совершить экспедицию в Бразилию, в город Куритибу, тем паче, что они сами приглашают — и не было отклика. Будто этого города нет!

В Куритибе решена транспортная проблема, решена проблема мусора, решена проблема сосуществования различных национальных культур. Они с радостью принимают представителей любого народа, делают анклавы, что вообще порицается в мире. Однако я считаю, что это, наоборот, хорошо! Сохраним историю и культуру — такой у них основной лозунг!

Ботанический сад, город Куритиба, Бразилия. Фото: SamirNosteb/Commons.wikimedia.org


Ботанический сад, город Куритиба, Бразилия. Фото: SamirNosteb/Commons.wikimedia.org

В Куритибе мэрия покупает у жителей мусор. Килограмм мусора по цене равен килограмму мяса. Почему? Потому что бывший тогда мэром Куритибы Лернер посчитал: чтобы построить мусоро-сборные пункты, мусоро-сортировальные, перерабатывающие заводы — будет одна сумма. А если население будет дома, на кухне сортировать мусор и сдавать его не смешанным — это будет другая цена. И эта цена в 26 раз меньше!

И тем более, усмехается мэр Лернер, я им не буду платить зарплату. Они же мне всё это будут продавать. Какой скрупулезный и очень разумный подход!
Экология у них превосходная. Развивается велотранспорт, поднятые на уровень второго этажа велотрассы быстрой доступности. Можно ехать полтора часа по городу на машине или автобусе, а можно в ту же точку попасть за 15 минут по велобану.

То есть в Куритибе подходят ко всему более чем разумно. В городе присутствует государственное партнёрство, то есть бизнес заточен на помощь населению. А один старый карьер… его оздоровили и поставили на пилонах оперный театр, с великолепной акустикой. Если Вы зайдёте на поисковую систему Google, наберёте «Куритиба + CNN», Вы непременно найдёте 20 видеороликов, которые предприимчивые американцы отсняли. И здесь Вы лично увидите этот чудо-город!

И Вы узнаете, почему я седьмой год подряд стучусь к чиновникам, и ни один из них, обладающий возможностью зайти в Интернет, ни разу почему-то туда не зашёл. Я совершенно не понимаю подобной логики.

Тем временем мы отстали на 30 лет в развитии городов от всего остального мира. Вот, например, перед нами архаика тридцатилетней давности Москвы. Все города уже другие, а мы пока сидим в таком вот состоянии. Отстали, это факт!

– А как Вы смотрите на исторический центр Москвы?

В.К.: Замечательно! Только во всём мире в городах исторический центр стремятся всеми силами сохранить. А у нас, к сожалению, разрушить.


Цепи культурной преемственности: нам надо иметь память!

– Как Вы видите сохранение и улучшение культурного наследия Москвы?

В.К.: Сразу скажу, здесь надо «идти от людей». Цепи культурной преемственности. Есть династии.

Кто такой Ефим Грачёв — спрошу я у Вас? Вы мне сразу не ответите. Да и мало кто из нас ответит. А это великий российский селекционер, директор императорского ботанического сада. Им были выведены практически все растения, которые выращиваются в России: картофель, тыква стофунтовая, другие культуры. Он побеждал на всех международных выставках по овощеводству. А никто его абсолютно не знает.

На этом примере я хочу сказать: чтобы сохранить архаику, надо сохранить цепи преемственности культурного наследования великих достижений.
Что изобрёл Столетов, Верещагин? Не знаете. То-то и оно. Верещагин, например, мог искусственно делать бриллианты. И никто о нём ничего не знает. Поэтому культура преемственности, как таковая, у нас сегодня практически отсутствует.

Знаете, как переводится слово «традиция»? Буквальный перевод — «передаваемое». А недавно я читал ряд трудов некоторых журналистов, они в открытую выступали против традиций. Это, на мой взгляд, глубокая безграмотность.

Что я хочу сказать — нам надо иметь память! Надо помнить великих предков, цепи преемственности! Кто кому был учитель.

Кто, например, создал у нас радиобашню? Известное дело — Шухов. А что он ещё создал? Мы не знаем. Так вот, для того, чтобы узнать, нужно взять специальную книжку, изданную тиражом 40 000 экземпляров, и мы узнаем, что Шухов, на самом деле — гений! Его, как и Менделеева, упорно не принимали в академию. До конца жизни и того, и другого не принимали в академию — а это были два великих человека!

– Как в наше время, когда современное поколение уже сформировалось, привить людям большую любовь к культуре?

В.К.: Я могу только один лозунг в данном контексте провозгласить! Есть книги о конструкторах стрелкового оружия. Читаешь и вроде не понимаешь, что там происходило. Они создали образцы оружия «неубиенные», которые только совершенствуются и становятся лучше и лучше.

Я, честно говоря, с некоторым напрягом читал эти книги. Хотя я люблю читать о конструкторах, химиках, инженерах. Но потом у меня наступило прозрение: не надо брезговать читать такие скучные вещи, потому что самое интересное и главное в нашей жизни — это узнать о человеческом подвиге.

Они все — подвижники! Их никто не заставлял. Они знали, что должны выполнить эту задачу. И я очень уважаю лозунг Иммануила Канта: «Долг присутствует там, где исполняют работу, которую сами себе поручили».

О таких людях долга надо читать, надо знать — это страшно интересно! Остальное, я считаю, всё приходящее!

– Большое спасибо, Виктор Михайлович, за интересный, содержательный разговор!

В.К.: Спасибо Вам большое!

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА