Екатерина II, являясь последовательницей идей и деяний Петра Великого, повелела воздвигнуть монумент основателю Санкт-Петербурга к 100-летию его восшествия на престол. Решено было поставить монумент «на площади между Невы реки, от Адмиралтейства и дома, в коем присутствует Сенат». Река Нева, на берегах которой Пётр I основал новый город. Адмиралтейство — символ русского флота, основанного им. Сенат — воплощение Законов, разработанных царём. Это был первый скульптурный монумент в России. Автор его — французский скульптор Этьен-Морис Фальконе.
Основанием монумента стала огромная гранитная глыба весом более полутора тонн, найденная в районе Лахты, близ Петербурга. Гранитная скала, разбитая ударом молнии, была названа Гром-камень. Он более чем на 4 метра ушёл в землю и весь был покрыт мхом. «Взирание на оной возбуждало удивление, а мысль перевести его на другое место приводила в ужас», — писал один из современнников. Доставили его в столицу крайне необычным способом. Сначала при помощи лебёдок, медных шаров, желобчатых рельсов монолит был доставлен на берег Финского залива. Затем на специально построенной барже по Неве его везли к месту установки, на Сенатскую плошадь.
В итоге, доставка «Гром-камня» в Санкт-Петербург заняла более полутора лет. Одновременно с перевозкой камня была начата его обработка, в процессе которой глыбе придали форму морской волны, чтобы подчеркнуть стремление молодого прогрессивного императора показать силу России как великой морской державы и ознаменовать изменения, происходящие в стране. В память о титаническом труде по доставке скалы в Петербург Екатерина II повелела отчеканить золотую медаль «Дерзновению подобно».
Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла двенадцать лет. Наконец, гипсовая модель статуи была готова, но возникли новые трудности. Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы.
Наконец, нашёлся литейщик — пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Э.Фальконе подбирал сплавы, делал пробы. Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться к второй заливке. На этот раз работа удалась. В память о ней на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».
«Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побеждённых им трудностей», — вот что думал претворить в жизнь скульптор. Его простёртая рука утверждает волю победителя. Гордо поднятая голова императора увенчана лавровым венком. Выражение его лица энергичное и решительное.
Какая дума на челе!
Какая сила в нём сокрыта! — А. Пушкин, «Медный всадник».
Под копытами скакуна раздавленная огромная змея, ставшая символом победы Петра I над противниками его реформ и врагами, она также является искусно выполненной третьей точкой опоры скакуна. Надпись накладными бронзовыми литерами на русском и латинском языках была выполнена по тексту, редактированному самой императрицей: с правой стороны — Petro primo Catharina secunda MDCCLXXXII, c левой стороны — «Петру первому Екатерина вторая лѣта 1782».
Уже больше двух веков этот монумент вдохновляет художников и поэтов на новые творения. А. Пушкин, Ф. Достоевский, А. Белый, А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, А. Бенуа, В. Суриков и многие другие посвятили ему свои произведения .
0
0