Китайские власти изысканно разыграли сцену суда над Бо Силаем

Автор: 22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:39
Судебный процесс по делу Бо Силая был направлен на две других особы, о которых не вспоминали в зале суда.

Вынесение приговора бывшему члену политбюро Бо Силаю (в центре), 22 сентября 2013 года, суд в Цзинане, провинция Шаньдун, Китай. Фото: Feng Li/Getty Images


Вынесение приговора бывшему члену политбюро Бо Силаю (в центре), 22 сентября 2013 года, суд в Цзинане, провинция Шаньдун, Китай. Фото: Feng Li/Getty Images

В отношении Бо Силая, бывшего члена Политбюро и главы парткома мегаполиса Чунцин, было возбуждено уголовное дело по трём преступлениям, а именно: взяточничество, коррупция и злоупотребление властью. Хотя, казалось бы, это значительные нарушения, рассмотрение их всё равно было ограничено по своим масштабам.

Обвинения во взяточничестве затрагивало только махинации Бо вместе с бизнесменом Сюй Мином, который был его финансистом. Обвинение в коррупции было ограничено одним лишь «секретным общественным проектом» в Даляне, а злоупотребление властью исключительно сосредоточилось на разборке Бо со своим бывшем шефом полиции и правой рукой Ван Лицзюнем, произошедшей как раз перед попыткой бегства Вана.

Говоря о злоупотреблении властью, можно вспомнить, что Бо начал в Чунцине кампанию «удар по чёрным», направленную якобы на бандитов. Бо готовил обвинения, а потом применял пытки, чтобы добиться признаний. Он быстро и жёстко расправился с большим количеством политических противников внутри коммунистической партии Китая (КПК), частными предпринимателями и даже адвокатами. Если власти действительно хотели бы расследовать злоупотребления Бо в Чунцине, они бы нашли много свидетелей, вещественных доказательств и инцидентов.

Тем не менее, на суде об этом не сказали ни слова, а только ограничились случаем с Ван Лицзюнем. Внешний мир позже понял почему.

После 18-го съезда КПК в ноябре 2012 года власти взялись за расследование коррупции среди чиновников в провинции Сычуань и в Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC, China National Petroleum Corporation). Все, попавшие под следствие, были бывшими подчинёнными или доверенными Чжоу Юнкана, который покровительствовал Бо. Сразу после суда над Бо ряд высоких сотрудников CNPC был уволен. Кажется, что к Чжоу Юнкану подбираются всё ближе.

Что касается коррупции, то в Даляне, Шэньяне и Чунцине ― во всех городах, где руководил Бо, кто может сосчитать, сколько возможностей у него было? Бо легко набивал карманы на новых проектах, тем более, став главой Чунцина, в котором проживает около 34 миллионов человек.

Бо регулярно отбирал собственность и активы у частных предпринимателей, большая часть которых попала в его карман. Это не трудно было бы выяснить, если провести небольшое расследование.

Но власти предпочли не ворошить все дела Бо, предъявив ему обвинение только в хищении пяти млн юаней (US $820 000) из «секретного общественного проекта». Неужели Бо настолько сумасшедший, что не использовал другие возможности, а украл только из проекта, который тщательно контролировался сверху?

Люди, естественно, связывают «секретный общественный проект» с армией, национальной обороной, разведкой или новыми разработками. Однако газета South China Morning Post недавно заявила, что этот проект на самом деле был строительством виллы для бывшего лидера компартии Цзян Цзэминя.

Зачем Бо было вмешиваться в возведение апартаментов для Цзяна? Согласно статье в South China Morning Post, муниципальные власти Даляня построили Цзян Цзэминю виллу, а затем, по негласному правилу КПК, получили компенсации от центрального правительства.

В то время (в 2002 году) Ю Сигуй, доверенный Цзяна и директор Центрального управления охраны, лично выделил для проекта пять млн юаней (US $820 000) в фонд Даляня. Суд обвинил Бо в хищении этих денег.

Тем не менее, Бо отрицал свою вину. Последовательность событий была, вероятно, следующая: чтобы угодить Цзяну, Бо предложил построить ему виллу. Цзян был доволен и хотел вознаградить Бо, поэтому распорядился о финансировании со стороны центрального правительства.

Таким образом, страна потеряла пять млн юаней (US $820 000) два раза: сначала профинансировав строительство виллы администрацией Даляня, которая стала частной собственностью Цзяна, потом выделив со стороны центрального правительства пять млн, которые в итоге оказались в кармане Бо. Поскольку сам Цзян инициировал коррупцию, Бо не может принять обвинение в хищении в этом случае.

Судебный процесс над Бо должен был идти два дня, но затем был продлён до пяти дней. Власти решили дать Бо больше времени, чтобы выступать в свою защиту и в то же время распространить информацию о суде в микроблогах.

Обвинение в злоупотреблении властью Бо затронуло Чжоу Юнкана, а обвинение в коррупции выявило участие Цзян Цзэминя. На первый взгляд, эти вещи выглядят случайными, но на самом деле для них есть объяснения.

Наблюдая за борьбой внутри КПК, трудно оценить, насколько всё «запущено» в центральном руководстве. Си Цзиньпин, новый лидер коммунистической партии, и Ван Цишань, глава Центральной комиссии по проверке дисциплины, разыгрывают изысканное шоу вместе. Особенно Ван Цишань, который известен своей хитростью и детальной стратегий.

Из трёх обвинений против Бо Силая: взяточничество, коррупция и злоупотребление властью — в двух из них замешаны высокопоставленные чиновники. Поэтому мы можем сказать, что обвинения против Бо были тщательно подобраны.

Nanhua Morning News, наиболее авторитетная англоязычная газета в Гонконге, имеет надёжные новостные ресурсы. После суда над Бо она первой сообщила, что расследование в провинции Сычуань и CNPC необходимо для того, чтобы подобраться к Чжоу Юнкану. Позднее она разоблачила историю о хищении пяти миллионов юаней.

Очевидно, что газета получает информацию от источника в Центральном правительстве. Распространение новостей уже давно стало уникальной стратегией компартии.

Разбирательство с виллой Цзян Цзэминя в случае Бо помогает властям «убить одним выстрелом сразу двух зайцев». Во-первых, оно позволяет посторонним узнать, как роскошно живёт Цзян. Сравнивая Цзяна и Бо, можно представить себе, кто из них более жадный. Во-вторых, люди начинают задумываться, кто же из них присвоил больше денег.

До сих пор целью Си Цзиньпина и Ван Цишаня была вовсе не борьба с коррупцией или принятие правильного курса, они хотят укрепить свою власть в КПК. Что касается Чжоу Юнкана, они могли задержать его или отправить в тюрьму.

В отношении Цзян Цзэминя цель Си Цзиньпина состоит в том, чтобы внушить Цзяну, что он больше не может вмешиваться в руководство страной. Это как заставить старого императора отказаться от своих прав навсегда.

В китайской истории такие случаи нередки. В период Воюющих царств царь Чжао уморил голодом своего отца в песчаных дюнах. В начале правления династии Тан принц Ли Шиминь, контролируя армию, заставил своего отца Ли Юаня отказаться от трона.

Си Цзиньпина рекомендовал на пост главы компартии Цзян Цзэминь. Однако Цзян и Си ― не отец и сын. С тех пор, как Цзян официально ушёл в отставку, пришло второе поколение лидеров, но он всё же вмешивается в политику Китая. Чтобы взять всю власть в свои руки, не удивительно, что Си Цзиньпин заставляет Цзян Цзэминя сделать шаг назад.

*****

Чэнь Покун ― китайский писатель и политический комментатор, который живёт в Соединённых Штатах.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА