«Камилла Клодель, 1915»: всё на Земле — отражение Небесных знаков

«Камилла Клодель, 1915». Жюльет Бинош в фильме «Камилла Клодель, 1915». Фото с сайта kino-teatr.ru
Она была скульптором с искрой
гениальности, ученицей и любовницей Огюста Родена. Теперь она среди
душевнобольных в лечебнице Мондевер и всё, что греет её безрадостное
существование в аскетичной тюрьме для смирения души — это надежда. Надежда на
то, что мир сжалится над несчастной художницей, и она вновь обретёт свободу…
Известного режиссёра фильмов не
Камиллы Клодель до того, как в 30-летнем возрасте она поняла, что Роден никогда
на ней женится, и уединилась в своей мастерской, окружённая кошками. Это Дюмон
оставляет для тех, кто создаёт развлекательные киноленты.
Его интересует — была ли
Камилла Клодель действительно безумной, или её 29-летнее пребывание в заточении
среди по-настоящему сумасшедших больных тяжёлой кармической ношей в пору
возложить на плечи её близких, в частности — младшего брата, писателя Поля
Клоделя.
Режиссёр и автор сценария Дюмон
практически уверен — если Клодель и были присущи кое-какие странности в поведении,
то это связано с её творческой натурой и повышенной чувствительностью. Во всём
остальном она не более безумна, чем каждый третий в современном обществе.
И нет тут никаких устрашающих
заговоров с недобросовестными врачами, наоборот, врач лечебницы советует Полю
Клоделю прислушаться к мольбам узницы, уверяя, что она могла бы жить
самостоятельно и заниматься творчеством. Так почему же брат не внял не только
мольбам своей сестры, но и совету профессионала?
Дюмон не высказывает суждений,
он лишь предоставляет факты из переписки Клодель с её братом, оставляя право
зрителям самим делать выводы. А факты таковы: Пол не явился на похороны сестры,
состоявшиеся в той же лечебнице, но до самой своей смерти он посещал могилу
Камиллы. Что как не прощение с того света пытался он вымолить?
В картине «Камилла Клодель,
1915» Поль Клодель предстаёт человеком глубоко верующим, нашедшем свою веру в
стихах Рембо. Он считал, что безумие Камиллы явилось порождением порока и
высокомерия. Возможно, в этом он прав, и тяжкое испытание, свалившееся на
художницу, предназначалось для совершенствования её души. Эта была её
возможность прийти к смирению, среди писков, рёва и воплей сумасшедших найти
покой в собственной душе.
Однако не гордыня ли самого
писателя Клоделя толкнула его на принятие подобного решения — оставить
практически духовно здорового человека заживо гнить в психушке? Куда же
подевалось милосердие и сострадание, когда он решил лишить сестру той малости,
о чём она с глубочайшей покорностью в сердце просила: «Я лишь буду тихо сидеть
на солнышке …»
Нельзя сказать, что в
как и везде, да вот только … не греет.
«Камилла Клодель, 1915». Режиссёр Бруно Дюмон, актёры Жюльет Бинош и Жан-Люк Винсент (Поль Клодель) представили киноленту на кинофестивале в Берлине. Фото: Pascal Le Segretain/Getty Images
Душа крупным планом
С исполнительницей главной роли
Камиллы Клодель — Жюльет Бинош, зрителей знакомить не приходится, её имя
постоянно мелькает в субтитрах кинопроизведений производства то Франции, то
Голливуда.
Надо сказать, что работа,
подобная роли в новом фильме Дюмона, это то, о чём актёр может только мечтать,
хотя, безусловно, требует от её исполнителя немалых духовных сил. Ведь
изобразить переживания своей героини в картине, в которой практически
отсутствует какое-либо действо, не оставляет актёру другого выхода, как просто
по-настоящему пережить эти эмоции перед камерой.
Надо сказать, что именно
благодаря игре Бинош картину можно досмотреть до конца. Чтобы перевоплотиться в
Камиллу, Бинош некоторое время провела в настоящей психиатрической лечебнице.
Хотя, действительно ли такой опыт полезен для воплощения в образ, не берусь утверждать.
В подобном эксперименте
отсутствует главное — безысходность, которая была в случае Камиллы, ведь она
находилась среди психически больных против своей воли. Врач в лечебнице тоже
ежедневно находится среди больных психикой, но он это делает добровольно. У
Камиллы Клодель отняли то, что Господь предоставляет каждому человеку при его
рождении — право выбора.
Первая экранизация жизни
известного скульптора Камиллы Клодель была снята в 1988 году режиссёром Бруно
Нюйттеном с Изабель Аджани в главной роли и Жераром Депардье в роли Огюста
Родена. Картина была номинирована на «Оскар», как лучший зарубежный фильм.
Бруно Дюмону показалось важным
сконцентрировать внимание зрителя на всего нескольких днях жизни Камиллы, чтобы
выразить свою мысль. Мысль о чём?
Доводилось ли вам как-нибудь во
сне искать выход, когда каждый новый проход более узкий, чем прежний, и ведёт в
ещё более замкнутое пространство? Тогда вы наверняка помните то облегчение,
когда, с трудом протиснувшись сквозь очередной проход, взору открываются
широкие просторы, означающие, что вам удалось найти выход.
Светлая улыбка озаряется на
не поможет ей выйти из лечебницы, и смиренно принимает это. Выход в безвыходной
ситуации Камилла Клодель сумела найти в своём сердце. Время от времени Небеса
подают человеку знаки, надо лишь суметь их истолковать.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times