Инновационный ландшафт. Как дела в Европе?

Автор: 31.10.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:18
 В Петербурге завершилась научная конференция «Взаимодействие науки, образования и бизнеса: инновационные ландшафты Европы и России». Фото: vsu.ru
В Петербурге завершилась научная конференция «Взаимодействие науки, образования и бизнеса: инновационные ландшафты Европы и России». Фото: vsu.ru
В России принципиальные изменения в системе высшего образования и в организации науки уже стали фактом. При этом по-прежнему не только у учёных, но и у общества остаются многочисленные вопросы: на основании анализа каких успешных примеров эти изменения проводит власть, последует ли за этим столь необходимое увеличение финансирования фундаментальных исследований, кто будет определять, какие темы разрабатывать научным учреждениям и т.д.

Науку в России начал развивать Петр I по примеру Европы. Европейский опыт изучается и сейчас. 2014 год объявлен «Годом науки Россия-ЕС 2014», мероприятия официально открываются в Москве в конце ноября. Целью года провозглашено «изучение возможностей и поддержка инициатив, которые будут содействовать развитию долгосрочного сотрудничества России и ЕС в науке, высшем образовании и внедрении инноваций». Появляется надежда, что это внесёт ясность в ситуацию с новым становлением науки в России.

Однако учёные продолжают самостоятельно изучать европейский опыт. В Петербурге завершилась научная конференция «Взаимодействие науки, образования и бизнеса: инновационные ландшафты Европы и России». Эксперты из петербургских университетов Европейского и СПбГУ, РАН и разных стран Европы обсуждали вопросы: кто финансирует науку в ЕЭС: государство и/или бизнес? Кто руководит высшим образованием, то есть решает, в каких специалистах нуждается общество, и т.д.

Петербургский пресс-клуб «Зелёная лампа» уже традиционно провёл Информационный день Евросоюза «Роль университетов и науки в инновационном развитии в Европе и России». Участники конференции поделились на нём своими мнениями.

Ричард Бургер, представитель Европейского Союза в России, говорил о тенденциях в финансировании и организации науки в Европе. Он рассказал об опыте Германии, где также происходят существенные изменения в этой области. Бюджетные ассигнования на науку составляют в Германии 2,5%, а «должно быть 3%». На 2/3 науку содержит частный капитал. Исследования ведутся в университетах и научных институтах. Высшие учебные заведения также претерпевают серьёзные изменения. 10 ведущих университетов в конкурентной борьбе получили статус «Инициатива совершенства» и, как следствие, дополнительное финансирование.

Отмечено, что наиболее способные молодые люди поступают именно в эти университеты. «В университетах науки становятся одним из основных занятий, — уточняет Р. Бургер, — а задача ЕЭС — участвовать в учебных программах и координировать науку. В сфере инновации существуют мегапроекты, объединяющие учёных разных стран». ЕЭС выделяет на науку до 13% своих средств. Это определяется тем, говорит специалист, что «по запросам общества перед наукой ставятся проблемы на основании глобальных вызовов». Р. Бургер отметил, что Россия является самым активным партнёром в области науки из стран — не членов ЕЭС.

Луиц Сантос, представляющий Европейский исследовательский Совет, сказал, что Совет определяет наиболее важные научные идеи и поддерживает 3,5 тысячи исследований. Сотрудничество России и европейских стран динамично развивается, что фактически неизбежно в условиях, когда усиливается взаимозависимость науки, образования и бизнеса, которые становятся наднациональными. Учёные называют это схожими инновационными ландшафтами. Поэтому столь важными становятся межгосударственные научные конференции, изучающие и сопоставляющие практический опыт.

Однако сегодня российская наука, по мнению Ирины Дежиной из Института мировой экономики и международных отношений РАН, переживает даже более «драматическое время», чем в начале 90-х годов. Итоги реорганизации научных учреждений сложно предсказать. Спокойнее чувствуют себя 15 университетов, получивших звание исследовательских. Соединение трёх российских Академий наук превращает их в клуб учёных, «постепенно исчезает участие РАН как консультанта» в управлении наукой, а способ управления наукой новым Федеральным агентством не понятен. По-прежнему особенно беспокоит научное сообщество «ситуация тайны и секретный документ без авторства», который взялся решать судьбу этой важной для страны отрасли. По мнению И. Дюжевой, возможен даже новый отток учёных из страны, ожидать в России «европейского пути развития науки» пока не..

Ноту оптимизма внёс Александр Курылев из петербургского Европейского университета. Учёный привёл пример успешного применения его университетом принципа «именной профессуры» с созданием целевого капитала. На конкретные исследования даёт инвестиции частный капитал сроком до пяти лет. Стали появляться социально ответственные компании, которые приняли обязательства бессрочного пополнения исследовательских фондов.

Иностранные участники встречи отреагировали на это сдержанно. Ричард Бургер подчеркнул, что все страны ЕЭС, действующие на базе Лиссабонского договора, выполняют обязательства по координации научных исследований, а научные и учебные учреждения всё больше возглавляются профессиональными менеджерами.

Доклады, сделанные на конференции, будут опубликованы в журналах «Инновации» и «Вестник СПб университета».

____________________________________

Для утепления и одновременно красивой отделки зданий и сооружений сегодня применяются фасадные теплоизоляционные термопанели из пенополиуретана и пенополистирола. Их можно выбрать на сайте https://www.termopaneli.ru/ под облицовочный кирпич разных оттенков и одновременно одеть дом в дополнительную защитную оболочку от агрессивной окружающей среды, характерной для умеренных широт российского климата.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА