История швейной машинки, или как Зингер победил тёмные силы

The Epoch Times04.12.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:21
Прежде чем говорить о великой империи швейных машинок «Зингер», поговорим об истории швейных машин вообще и швейной иголки в частности. Вернее, говорить будем не об истории иглы для шитья (иначе придётся начать с каменного века), а только о швейной игле для швейной машинки.

Швейная машинка «Зингер». Фото с сайта southernvintagegeorgia.com


Швейная машинка «Зингер». Фото с сайта southernvintagegeorgia.com
Средневековая легенда

По одной из версий, история механизированного шитья началась в Европе XIV с шитья парусов. Голландии, этой средневековой морской сверхдержаве, требовалось большое количество парусов. Но чтобы сшить парус, требовалось очень прочно скрепить между собой большие куски толстой материи, на что уходило много времени и сил. И вот кто-то создал механизм (по слухам, это был огромный колёсный агрегат), который стачивал огромные куски ткани.

Но время тогда было суровое, о патентах никто и не задумывался, так что владельцы чудо-машины больше беспокоились о сохранении тайны её устройства, чем о продвижении прогресса всего человечества. И так хорошо преуспели в своём начинании, что не оставили потомкам ничего, кроме легенды о гигантском предтече швейных машинок.

Хотя, возможно, это всего лишь легенда, выдуманная парусными мастерами для объяснения того, как их голландские конкуренты так быстро и качественно шили паруса. В пользу этого говорит и то, что веком позже наш знакомый Леонардо Да Винчи пробовал восстановить утерянный швейный агрегат, но дальше эскизов не продвинулся. Видимо, время для этого изобретения ещё не пришло. Ведь, как показала история, изобретению швейной машинки должно было предшествовать изобретение новой швейной иглы.

Первая игла для швейной машинки

И в 1755 году один немец по имени Карл Вейзенталь изобрёл и получил патент на иглу с двумя острыми концами и ушком посередине. С этого началась новая история швейных изобретений. Но не слишком удачных, так что останавливаться мы на них и не будем.

Вторая игла для швейной машинки

В 1814 году уже австрийский портной Йозеф Мадерспегер придумал и запатентовал иглу с ушком у острия и решил, что уж он-то сможет построить действующую швейную машинку. Австрийское правительство тоже в это поверило и выделило ему средства на технические изыскания. Но ничего путного Йозеф не изобрёл, только бюджетные деньги растратил (если бы не этот факт, о нём тут тоже не стоило бы говорить).

Жертвы социальной справедливости

Первым, во всяком случае, официально первым, швейную машинку, причём, что особенно важно, работающую швейную машинку создал француз Бартоломью Тимоньё. И в 1831 году создал первую в мире автоматизированную фабрику с восемьюдесятью швейными машинками для шитья формы французским солдатам.

Предприятие оказалось успешным. Хозяева же других фабрик не спешили по дороге технического прогресса, и их рабочие продолжали шить вручную. Это привело к тому, что сначала на Бартоломью посыпались заказы, а потом к тому, что рабочие с соседних фабрик просто разгромили его фабрику.

В то время такое поведение пролетариата было в порядке вещей. Рабочие, которые теряли свою работу из-за повышения производительности труда, которую приносили предприятиям новые механические станки, просто-напросто громили их. В Англии они называли себя луддитами. Потом, когда кто-то подсказал французским рабочим, что нужно уничтожать не машины, а людей, владеющих фабриками, они стали коммунистами. Но это уже совсем другая история, а мы лучше всего вернёмся к истории швейных машинок.

Вероятно, какой-то злой рок или, если обратиться к фантастической терминологии, какие-то тёмные силы регресса пытались не допустить человечество к благам, даруемым швейными машинками. Так это или нет, но после разгрома фабрики в очередной раз не осталось не то, что самих машинок, но даже ни одного их чертежа.
Зингер.

Начало

Потом в 1845 году американец Элиас Хоу объявил об изобретении швейной машинки собственной конструкции. Но силы регресса не дремали, и его изобретением никто, кроме нескольких журналистов, не заинтересовался. Однако американец всё-таки запатентовал своё изобретение, которое, к слову сказать, было способно делать до 300 стежков в минуту. Правда, по прямой.

Три года Элиас пытался внедрить своё изобретение в массы и даже съездил в Англию. Но и там у него ничего не вышло. Наверно, английские фабриканты слишком хорошо помнили, как просто английский рабочий превращается в луддита и не хотели рисковать.

А когда изобретатель вернулся в Америку, то с удивлением обнаружил, что некто по имени Зингер вовсю торгует его изобретением. Кстати, как показал этот пример, если вы имеете ноу-хау, то проще заработать торговлей им, а не пытаться использовать его только на своём предприятии.

Итак, что же сделал Исаак Меррит Зингер? Он добавил к швейной машинке Элиаса столик-доску, лапку, прижимающую ткань к поверхности и ножной привод, высвободивший швее обе руки. Кроме того, Зингер использовал иглу Йозефа Мадерспегера с ушком у острия.

И этих манипуляций оказалось достаточно, чтобы дело прогресса победило, и швейные машинки начали покупать по всей Америке, а потом и по всему миру. Возможно, злые силы регресса были побеждены ещё более сильным злом – сетевым маркетингом, который придумал и первым использовал Зингер. С помощью маркетинга и продажи в кредит он продавал свои машинки по невероятной для того времени цене — 100 долларов.

Кроме того, он сделал гениальный ход, до которого не додумался ни один из изобретателей до него (конечно, если его можно назвать изобретателем): он взял себе в партнёры представителя профессии, которую в Голливуде считают самой демонической профессией в мире — адвоката по имени Эдвард Кларк. Правда, это не помогло ему, когда Элиас подал на их компанию в суд. Патент в Америке никакой адвокат перебороть не может. И с 1954 года компания Зингер выплачивала Элиасу по 25 долларов с каждой проданной машинки.

Однако развитию компании Singer Manufacturing Company это помешать уже не могло. Используя передовые для своего времени технологии, применяемые до этого только для производства оружия, Зингер уменьшил себестоимость своих машинок до 10 долларов. Позднее этот же приём использовал Генри Форд. Однако Зингер был первым, кто до этого додумался. Также он был первым в мире бизнесменом, который потратил 1 млн долларов на рекламу своей продукции. Благодаря чему швейная машинка «Зингер» стала одним из символов Америки.

Дела у его бизнеса шли так хорошо, что «Зингер» быстро превратилась в международную корпорацию (после того как открыло первое представительство в Шотландии). А в конце XIX века фирма открывает филиал в Германии, откуда стала поставлять швейные машинки в Россию. Возможно, поэтому у нас до сих пор некоторые считают, что «Зингер» — это немецкая фирма. Правда, у нас в парусах уже особо не нуждаются, но огромное количество интернет-магазинов постельного белья
до сих пор подтверждает необходимость этого изобретения.

В России швейные машинки ждал такой успех, что к началу XX века фирма открыла в стране более 3000 магазинов и построила свой завод в подмосковном Подольске. А ещё собиралась построить семиэтажный небоскрёб в Петербурге на Невском проспекте. Но, как и нашему современному Газпрому, компании ответили, что в Петербурге не очень любят высокие дома, и Зингер удовольствовался тем, что построил первый очень красивый дом на Невском, который у него отобрали после революции. Впоследствии этот дом превратился в знаменитый Дом Книги. Да так им и остался.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА