Михаил Шемякин о себе и обо всём

Автор: 13.12.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:21
Заслуженный художник России и Кабардино-Балкарии, а также скульптор, писатель и режиссёр Михаил Шемякин, вновь посетив Санкт-Петербург в начале декабря, рассказывал о себе в РИА Новости.
Михаил Шемякин. Руки ваятеля. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Михаил Шемякин. Руки ваятеля. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

В начале декабря на Петербургском культурном форуме М. Шемякин изложил министру культуры В. Мединскому свой проект культурного образования для малых городов России. Ещё 20 лет назад художник предлагал делать закупки произведений старых мастеров на различных аукционах. Его сочувственная мотивация — «безграмотность молодых коллег» из провинции происходит, в частности, из полного отсутствия их прямого обучения на примерах подлинных произведений искусства старых творцов.

«Это школа для начинающих художников»,— убеждён известный мастер. Сегодня, по его мнению, «молодые художники из глубинки не могут приехать в Эрмитаж», а «виртуальный взор» не позволяет познать «тайны технологии оригинала». «Профессора из провинции — это белые листы бумаги», — усиливает свою оценку системы художественного образования в стране М. Шемякин и напоминает, что пять лет работал грузчиком в Эрмитаже, постигая технику работ старых мастеров.

На многочисленные вопросы об итогах его деятельности в Мариинском театре М. Шемякин ответил: «Мои декорации до сих пор гниют в Мариинском театре». Несколько лет назад он выступал декоратором и постановщиком балета «Щелкунчик», который имел успех у зрителей. Однако отсутствие взаимопонимания с руководителем театра привёло к остановке балета и невыплате художнику гонорара. По словам Шемякина, его конфликт с Гергиевым изначально вызван тем, что художник «имел неосторожность выступить против строительства Мариинки-2». Он убеждён, что худрук Мариинки «развалил балет» Петербурга.

О Санкт-Петербурге Михаил Шемякин говорит: «Петербург уже давно не принадлежит нам. Он принадлежит всему миру».

Однако художника огорчает нынешнее состояние города: «Мы жили в каком-то изолированном, но прекрасном и романтическом мире. Он был опасный — сажали в сумасшедшие дома [история самого автора], но всё равно это был духовно наполненный мир. А сегодня я наблюдаю какое-то колоссальное опустошение. Что касается изобразительного искусства, это полный мрак». Он также критически отзывался о попытках искусственного привязывания города к сугубо православным традициям, назвав ситуацию «возвращением к театру абсурда, когда Петербург превращают в православную станицу». «Если не сопротивляться этому, — заметил Шемякин, — скоро превратимся в царство, которое и Кафке не снилось».

В настоящее время Михаил Шемякин продолжает свою многолетнюю работу над кукольным фильмом «Гофманиада»: «Мы — единственные в мире, кто работает с настоящими куклами. Это очень интересная и сложная работа».

Проживая в последнее время во Франции, художник создал там свою школу живописи, в которой обучает не только близких по отцу кабардино-балкарцев, но и молодых художников других национальностей.

Сегодня на открытых пространствах Петербурга стоят бронзовые памятники, созданные этим русско-американским скульптором и художником. Пётр I в Петропавловской крепости продолжает поражать посетителей своей естественной непропорциональностью. Скульптурная группа архитекторов Петербурга XVIII века у Сампсониевского собора варварски повреждена. Сфинксы на набережной Невы в знаковом месте — напротив мрачной тюрьмы «Кресты» — это памятник жертвам политических репрессий, самый важный, по мнению автора.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА