Ирина Толмачёва: Лоббизм — это искусство
— Ирина Васильевна, когда в России зародился лоббизм? Ведь при советской власти такое явление было бы просто неприемлемо?
И.Т.: Лишь с начала 1990-х годов лоббизм политический и экономический, а вслед за ним и джиар (GR — Government Relations, или взаимодействие с органами государственной власти) стали частью общественных отношений новой России, но инструменты лоббизма работали как в царской России, так и в Советском Союзе. Разумеется, слова «лоббизм» и «лоббирование» официально не употреблялись. Тем не менее, до революции, к примеру, интересы бизнеса представляли уже вполне сформированные отраслевые союзы, проходил ежегодный съезд промышленников. Во времена советской власти и социализма на сцену вышли «толкачи» — директора и сотрудники предприятий, имеющие вход в здание Госплана и влияние на Политбюро ЦК КПСС, существовала выраженная конкуренция между отраслями промышленности в рамках «политики партии». Так и получается, что, фактически, лоббизм, как процесс представления и продвижения интересов, существовал всегда. Только несколько изменялись его механизмы и инструменты.
— Каким механизмом регулируется работа лоббиста?
И.Т.: Сейчас в Госдуме прорабатывается очередной законопроект, регулирующий процессы лоббирования, но перспектива его одобрения очевидна — он не будет принят. На протяжении почти двадцати лет осуществлялось несколько попыток загнать российский лоббизм в рамки, но все они не увенчались успехом, потому что сфера регулирования крайне сложная и многогранная, в ней переплетаются множественные политические и экономические интересы. Хотя принятие подобного законопроекта было бы полезно. Нормативно-правовой акт, в первую очередь, легитимизирует лоббистов и их деятельность. До сих пор зачастую лоббизм ассоциируется со взятками, серыми схемами, обманом и преступностью, а лоббисты воспринимаются как проходимцы в дорогих костюмах с чемоданами, набитыми деньгами. Это далеко не так.
– Какой он — профессиональный лоббист?
И.Т.: Когда я писала про лоббиста, что это оборотень, я всего лишь применила наиболее образное выражение без негативной оценки, описывая человека, способного приспосабливаться к любым людям и обстоятельствам. Я считаю, что он должен быть, в первую очередь, высокообразованным человеком, и при этом иметь очень широкую и глубокую натуру, чтобы уметь находить общий язык с любым человеком без внутреннего напряжения. Надо быть очень толерантным, хорошо относиться к людям, уметь принимать людей такими, какие они есть. Поэтому успешными лоббистами становятся годам к сорока, когда у человека уже накоплен жизненный опыт. Но лоббист должен быть не только коммуникабельным, но и досконально разбираться в сфере своей деятельности: понимать специфику отрасли и интересы бизнеса, которые он представляет, знать регламент работы органов власти. В целом быть образованным и осведомленным человеком. Настоящий лоббизм начинается тогда, когда, помимо интенсивного обмена информацией, происходит влияние на решения, которые принимает власть, и продвижение конкретных интересов бизнеса.
— Действительно ли среди лоббистов больше мужчин, чем женщин?
И.Т.: Нет, среди лоббистов не только мужчины, есть немало известных женщин, но есть своя специфика. Когда речь идёт о ресурсах, когда лоббист представляет интересы целой отрасли или бизнеса, первичный мотив при переговорах всегда рациональный. Здесь стирается гендерная принадлежность, и не важно, с кем идёт разговор, с женщиной или мужчиной. Если этот этап пройден, и люди рационально договорились, вступает в силу эмоциональный компонент, и в дальнейших коммуникациях женщина выигрывает. Включается её личностный ресурс и обаяние. Стоит понимать, что женщина в политике и бизнесе в среде мужчин автоматически вызывает больше доверия, чем мужчина, хотя договориться с ней может оказаться сложнее.
— Как отличить настоящего лоббиста от того, кто выдает себя за такового: обещает много, но не может этого сделать?
— Принято ли у лоббистов делиться своим опытом? Насколько сильна конкурентная борьба?
И.Т.: Конечно, опытом у нас не принято делиться, а если и делятся, то очень осторожно. Редко распространяются о своих контактах, и о том, с чьей помощью был реализован проект. Говорить о поддержке не приходится, опять же конкуренция тоже есть.
– Действительно ли все большие дела решаются в бане?
И.Т.: (смеётся) … или в бассейне. Дело в том, что когда люди оказываются в нерабочей обстановке, у них сбрасываются защитные механизмы. Если человек идёт с кем-то в баню, значит, они уже на равных, можно говорить более или менее открыто. Важны и совместные трапезы. Когда люди садятся за общий стол, внутренне они уже настраиваются на доверительные отношения, так как с теми, кто вызывает недоверие и опасность, есть за одним столом не будут.
– Да, но как сделать, чтобы тебя пригласили в баню?!
И.Т.: Чтобы попасть в «баню» или «бассейн», надо прежде раз десять столкнуться на совещаниях, мероприятиях в рабочей обстановке. Должен быть уже какой-то стабильный контакт. Когда дело доходит до бани, можно сказать, что сложились тёплые взаимоотношения, которые могут сыграть немаловажную роль в будущем.
— Всё же не очень понятно, как увязать выгоду, которая присутствует изначально, и дружеские отношения?
И.Т.: Всё очень просто. Дружеские отношения в бизнесе и политике, на стыке которых балансирует лоббизм, весьма условны и всегда индивидуальны. Но если с человеком есть общий язык, то с ним всегда можно договориться. И это уже можно считать дружескими отношениями, не забывая при этом, что каждый человек преследует, прежде всего, свои интересы. Той романтической дружбы, которая случается в школьные годы, в лоббировании не бывает.
— Выходит, лоббисты переносят и свои победы, и неудачи в одиночку?
— В какой структуре тяжелее всего продвигать проекты?
И.Т.: Верхом лоббистской деятельности считается принятие федерального закона, регулирующего отраслевой бизнес. Чтобы реализовать такой законопроект, нужно иметь хорошо налаженные контакты в Администрации президента, Правительстве, в отраслевом министерстве, в Государственной Думе и Совете Федерации. И везде есть свои сложности.
— Выходит, лоббисты продвигают закон о лоббизме, чтобы защитить себя?
И.Т.: Для большинства людей, к сожалению, слово «лоббизм» до сих пор имеет определённый подтекст: это коррупция, взятки, Уголовный кодекс. Но профессиональный лоббист как раз эти подходы исключает и действует иными методами, стремится к прозрачности и легитимности. Закон о лоббизме даст легитимность лоббистской деятельности в глазах общества и позволит совершенствовать механизмы цивилизованного лоббизма, основанного на прозрачности взаимодействия бизнеса и власти.
– Большое спасибо за интересную беседу. Желаю успехов в Вашем нелёгком деле.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать