Рашит Сафиуллин: Я как тот мужик, у которого крылья выросли

Автор: 27.06.2016 Обновлено: 06.09.2021 14:27

Есть у художника Рашита Сафиуллина картина: пришёл мужик домой, а у него руки крыльями стали. Жена смотрит – обомлела. В руке у неё топор, дрова рубила. Смотрит на мужа и не знает, нужен он ей с крыльями вместо рук или нет. Как он, мужик, с крыльями-то вместо рук, пахать будет?

– А как же мужику-то без идеи? Крылья, ведь, это идея, – поспешил раскрыть тайну крылатого мужика художник.

– Постойте, постойте, у людей всегда вырастают крылья, когда они что-то создают, изобретают, творят. И не только у мужиков. Здесь выросли особые крылья, связано это, видимо, с неким важным событием, может быть чудом?

– Чудо да, произошло. В Советском Союзе началась перестройка. Появилась Свобода. У кого-то от неё, долгожданной, крылья вырастали, кого-то она, непредсказуемая, шокировала так, что вводила в депрессию, – пояснил Рашит – У меня выросли крылья.

– По-моему, они начали расти у Вас гораздо раньше. Чтоб работать с Андреем Тарковским, делать с ним вместе спектакль «Гамлет», фильм «Сталкер» нужны были настоящие крылья.

Рашит Сафиуллин: Я как тот мужик, у которого крылья выросли


Белый, белый день. Художник Рашит Сафиуллин

— Прорезались крылья на просмотрах фильма Феллини «Дорога», чтении «Мастера и Маргариты», на лекциях экспериментальной студии.

Художник Рашит Сафиуллин с радостью готов говорить о своих друзьях. Документалист Марина Разбежкина – среди самых близких. С ней сделана книга о легендарном острове Свияжск, том самом, который вобрал в себя всю историю России. Крошечный, не растерял, и продолжает собирать её дальше.

Рашит Сафиуллин: Я как тот мужик, у которого крылья выросли


Воспоминание о детстве. Художник Рашит Сафиуллин

Марина записывала беседы с жителями Свияжска. Сказанное ими и подправлять не приходилось. Рашит рисовал и рисует памятки-картинки, и графикой, и маслом, и эмалью по металлу, керамике. Картина «Мужик с крыльями» из той серии.

Художник сроднился с островом Свияжск, как ни с одним местом на Земном шаре. Но начался Сафиуллин-художник, всё же, традиционно с детства. Мама зарабатывала вышивкой, жили в деревне Альметьево до того, как там обнаружили «чёрное золото». Драгоценностью для мальчика стали цветные нитки, замысловатые узоры вышивки и красивые наклейки, которыми в деревне любили обклеивать домашнюю утварь. Пестротой всего этого добра можно было любоваться часами. Вой волков из лесу, таким чередом, гораздо меньше студил детскую кровь.

Рашит Сафиуллин: Я как тот мужик, у которого крылья выросли


Притопленная лодка, эмаль. Художник Рашит Сафиуллин

Затем Казань. Казанское художественное училище (1964–68 гг.). Центральная учебно-экспериментальная студия союза художников (1972–76 гг.), Москва. Стал художником «на все художества» мастер: живопись, графика, декор, книги, театра, кино, анимации, дизайн. Член союза художников с 1977 года.

Рашит Сафиуллин: Я как тот мужик, у которого крылья выросли


Всей деревней встретим стадо. Художник Рашит Сафиуллин

Рашит Сафиуллин: Я как тот мужик, у которого крылья выросли


Мы как птицы стоим (по стихам Айги). Художник Рашит Сафиуллин

Рашит Сафиуллин: Я как тот мужик, у которого крылья выросли


Первый снег. Художник Рашит Сафиуллин

Персональные выставки: Центральный Дом Художника, Литературный музей, Дом Кино. Работы находятся в частных коллекциях в Японии, Германии, Швеции, Великобритании и России.

Рашит Сафиуллин: Я как тот мужик, у которого крылья выросли


Мальчик и старая лодка. Художник Рашит Сафиуллин

Создатель выставки «Женщины Кавказа», юбилейных выставок Андрея Тарковского и музея Тарковского в Завражье. Участник проекта «Музей А. С. Пушкина на Арбате». Художник спектакля «Гамлет» (Ленком), спектакля «Сон в летнюю ночь», фильма «Сталкер». Далеко не весь перечень.

Рашит Сафиуллин: Я как тот мужик, у которого крылья выросли

— Тенгиз Мирзашвили, Андрей Тарковский, Марк Коник — они мои ангелы, — с особой теплотой в голосе произнёс Рашит. — А иконы Максима Шешукова, керамику Марины Акиловой, книжную живопись Галины Маргулис видели? Посмотрите обязательно, у меня на сайте есть.

— Вы работали над созданием документального фильма Евгения Цымбала «Тетрадь из сожжённого гетто». Почему документалисту понадобились рисунки, и он пригласил художника, Вас?

— Дело в том, что было очень важно создать полноценный видеоряд тех ужасных событий. Дневник писала двенадцатилетняя девочка, он чудом сохранился. Фотографий литовского гетто было мало, их под угрозой смерти незаметно сделал некий фотограф. Страшные рисунки получились.

Рашит Сафиуллин: Я как тот мужик, у которого крылья выросли


Лоскутная дверь. Художник Рашит Сафиуллин

Художник Сафиуллин, по сути, и на самом деле, не рисует, а пишет. Пишет рассказы. Да-да, рассказы. Посмотрите, вглядитесь, наверняка своё собственное повествование не запоздает.

Рашит Сафиуллин: Я как тот мужик, у которого крылья выросли


Замело. Художник Рашит Сафиуллин

Рашит Сафиуллин: Я как тот мужик, у которого крылья выросли


Сарайки. Художник Рашит Сафиуллин
Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА