Некоторые китайцы выступили против агрессивной тактики полиции по отношению к жителям Синьцзяна, усилившейся после жестоких убийств на железнодорожной станции на юге Китая, в которых обвинили сепаратистов из Синьцзян-уйгурского автономного района (СУАР).
«Если вы увидите жителей из Синьцзяна, живущих тут, путешествующих или ведущих бизнес, немедленно сообщите в полицейский участок», — говорится в сообщении от 2 марта полицейского участка г. Наннинь провинции Гуаньси, которая расположена по соседству с Юннанью, где произошло нападение.
Подобные объявления были опубликованы и в других городах. Полиция в г. Синин, столице западной провинции Цинхай, 4 марта опубликовала объявление: «С сегодняшнего дня все владельцы домов родом из Синьцзяна, уйгуры или тибетцы по национальности, должны прийти в полицию, чтобы зарегистрироваться».
Это вызвало широкое обсуждение, некоторые китайцы считают, что это дискриминация.
Один молодой уйгур по имени Аблет был вынужден переехать со съёмной квартиры в г. Даои в провинции Юннань из-за его национальности, сообщают местные пользователи на Weibo.
Полиция собиралась наказать владельцев квартиры за то, что они не сообщили о его уйгурском происхождении, и помогла им выселить Аблета.
Внимание СМИ и широкое обсуждение этого инцидента привели к тому, что Аблет потом получил извинения от местной полиции.
Не все уйгуры — террористы
В многочисленных сообщениях китайской прессы о нападении в Куньмине, в которых используется выражение «террористическая атака синьцзянских сепаратистов», постоянно подчёркивается национальная принадлежность нападавших — «жители Синьцзяна» и «уйгуры». Это вызвало у китайцев панику и ненависть к уйгурам.
В сети появились сообщения, что жителям Синьцзяна не разрешают останавливаться в отеле или взять такси. Эти случаи получили широкое обсуждение.
Некоторые китайцы выразили свою симпатию уйгурам и призвали власти не разжигать национальную вражду.
Актриса Тун Лия, уйгурка по национальности, отметила: «Жестокие террористы не представляют какую-то этническую группу в целом. Пожалуйста, не переводите свой гнев на целый народ или регион».
Актёр Ван Цзинчунь написал: «Я родился и вырос в Синьцзяне. По правде говоря, коренное население Синьцзяна — очень гостеприимные, сердечные и доброжелательные люди».
Вопросы
Независимые уйгурские группы поставили под сомнение скоропалительный вывод китайских властей о национальной принадлежности нападавших. Они также потребовали объяснить, почему китайские интернет-цензоры удаляют все фото об инциденте и стирают обсуждения о нападении.
Некоторые эксперты считают, что подобные выводы удобны для официальных властей.
«Вспышки насилия в Синьцзяне могут быть использованы компартией для создания консенсуса в обществе, — говорит Вэн Чжао, старший комментатор по Китаю, проживающий в Торонто. — Партия хочет, чтобы китайский народ поверил, что без власти компартии страна окажется на грани раскола, граждане лишатся защиты и повсюду будут "террористы"».
Этнические трения в Синьцзяне, которые, по мнению экспертов, вызваны колониальным подходом к управлению регионом, обострились.
«Партия не сумела справиться с управлением Синьцзяном, она не может найти решение проблемы. Поэтому она решила найти врага, на которого можно свалить ответственность, — говорит Хэн Хэ, политический аналитик телевидения NTD. — Теперь компартия может использовать произошедшее нападение как предлог для подавления. Национализм легко разжечь и использовать в своих целях».
0
0