Недавняя смерть китайской правозащитницы Цао Шуньли вызвала волну осуждения политики китайских властей, в том числе на заседании Совета ООН по правам человека, прошедшего 18 марта, где китайской стороне обычно удавалось избежать прямой критики.
Г-жа Цао умерла, потому что власти отказали ей в медицинской помощи, когда она находилась в тюрьме, как считают её родственники и друзья. Её освободили только тогда, когда она оказалась на грани смерти. Китайские чиновники отвергали обвинения на заседании Совета ООН, однако их объяснения посчитали неубедительными.
«Смерть г-жи Цао является трагическим примером репрессий правозащитников в Китае за их деятельность. Недопустимо, что активисты гражданского общества платят такую высокую цену за мирное и законное взаимодействие с Организацией Объединенных Наций в области прав человека», — заявили эксперты ООН в пресс-релизе 18 марта.
После недавних заявлений китайского руководства о том, что «Никто не будет наказан за участие в законной деятельности или международных механизмах» и «Не существует так называемого вопроса подавления правозащитников», организация Human Rights Watch (HRW) потребовала, чтобы виновные в смерти Цао Шуньли понесли ответственность.
Китай должен пообещать, что накажет виновных в смерти активистки, потому что он и так имеет сомнительную репутацию в Совете ООН по правам человека, как считает Софи Ричардсон, директор китайского отделения HRW.
В этом месяце, в ежегодном отчёте Специального докладчика ООН по вопросу о положении правозащитников, Маргарет Секаггия отметила, что Китай не позволил ей посетить страну в 2008 и 2010 годах для рассмотрения ситуации с правозащитниками. Такие визиты являются стандартной практикой для стран-членов Совета ООН. Китай, отказав в поездке спецдокладчику, присоединился к странам, грубо нарушающим права человека: Мозамбику, Судану, Зимбабве и Сирии.
Китайские власти арестовали Цао Шуньли в аэропорту Пекина в сентябре 2013 года, когда она собиралась лететь в Женеву, чтобы принять участие в обучении механизмам ООН в области прав человека, а также побывать на сессии Совета по правам человека. Официально ей предъявили обвинение в «незаконном собрании», а потом ещё и в «организации беспорядков и провокаций».
Г-жа Цао планировала обратиться к врачу в Женеве. В тюрьме её здоровье ухудшилось, но ей было отказано в медицинской помощи, а также в условно-досрочном освобождении из-за плохого здоровья, о чём попросила её семья.
Китайские власти также отказывают в лечении или условно-досрочном освобождении Чэнь Кэгую, племяннику активиста Чэнь Гуанчэна, и жене лауреата Нобелевской премии мира Лю Сяобо, которая находится под домашним арестом, а также многим другим политическим заключённым, таким как последователь Фалуньгун Чжан Цзиньку, которого содержат в тюрьме Хулань.
0
0