Напряжённость вдоль индо-китайской границы сохраняется

Автор: 22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:39

В апреле прошлого года китайский пограничный патруль примерно из 30-50 солдат вторгся на территорию Индии и оставался там в течение трёх недель. Де-факто граница между двумя странами известна как линия фактического контроля (Line of Actual Control, LAC), и вторгся относительно неё на 19 километров в индийскую сторону.

Тибетские буддийские монахи в изгнании и демонстранты направляются к границе Западная Бенгалия – Сикким 24 марта 2008 года. Фото: Diptendu Dutta/AFP/Getty Images

Пограничные претензии сформировались к 1950-м годам, вскоре после того, как в каждой стране установился существующий сейчас политический строй (в 1947 году в Индии, в 1949 году в Китае, когда коммунисты пришли к власти на материке). Новые руководители унаследовали пограничные споры от своих предшественников. Эта самая длинная оспариваемая граница в мире.

Недавнее вторжение стало доказательством того, что «территориальный спор остаётся значительным и непрерывным источником напряжённости в отношениях» между Индией и Китаем, как пишет Джефф М. Смит в недавно вышедшей книге «Холодный мир: Индо-китайское соперничество в двадцать первом веке» (Cold Peace: China-India Rivalry in the Twenty-first Century).

В октябре 1962 года Китай и Индия начали войну из-за спорной гималайской границы. Потом было ещё два серьёзных инцидента — в 1967 и 1987 годах. Как считает г-н Смит, ядерное оружие, экономическая взаимозависимость и географическое положение делают весьма маловероятным полномасштабные сражения. Однако недавнее китайское вторжение было относительно продолжительным.

Кэролин Бартоломью, председатель Комиссии по американо-китайским отношениям в области экономики и безопасности, в своём выступлении на заседании комитета Палаты представителей по вооружённым силам 20 ноября 2013 года заявила, что этот инцидент свидетельствует о взаимном недоверии. «С расширением глобальных интересов Китая Пекин становится всё более напористым и активным в иностранных делах», — сказала она.

Обе стороны даже не обменялись картами, где они обозначили бы своё видение границы, за исключением среднего сектора. «Есть несколько участков, на которых ни одна из сторон точно не знает, где должны патрулировать пограничники», — пояснил г-н Смит. Китай подчёркивает свои претензии в секторе со стратегически важным пограничным городом Таванг, который Индия никогда не отдаст.

Тем не менее, несмотря на геополитическую напряжённость и стратегическое недоверие, экономические и дипломатические связи между странами расширяются. Бизнес с Китаем успешно развивается. С 1998 по 2012 года объём двусторонней торговли увеличился в 67 раз.

Наращивание военной мощи

Примерно с 2006 года, когда переговоры начали заходить в тупик, началось наращивание военной мощи в районе LAC. Это может привести к очередному инциденту. В 2013 году Индия объявила о своём намерении разместить в Восточном секторе ударный наступательный корпус в количестве 50 000 человек.

Она также приобретает самые передовые истребители и крылатые ракеты, чтобы не отставать от Китая, который создал развитую инфраструктуру в Тибете. Индии сложнее проводить какие-либо действия на своей более гористой территории. Китай же имеет истребители, которые могут работать на очень больших высотах.

«За последние пять лет Индия стала крупным импортёром оружия, несмотря на подавляющее превосходство над Пакистаном», — пишет г-н Смит. Однако она только пытается не отстать от Китая.

Г-н Смит провёл более ста интервью с экспертами, государственными должностными лицами, а также офицерами в Индии, Китае и США, в период с ноября 2011 года по июль 2013 года. Индийские и китайские аналитики сказали ему, чтобы не ожидают разрешения споров, как минимум, в течение 10-15 лет.

За последние время безопасность судоходства стала для Китая одной из основных проблем. Так как экономика процветает, он должен импортировать энергоносители с Ближнего Востока и Африки. Танкеры с нефтью путешествуют через Индийский океан. Корабли должны пройти через узкий Малаккский пролив, между Индонезией, Малайзией и Сингапуром. Перед проливом расположены Андаманские и Никобарские острова. Их контролирует Индия с 1950 года, но только недавно она стала наращивать там военный потенциал.

В военное время внешнее энергоснабжение приобретёт жизненно важное значение для китайской армии. Острова, про которые многие даже не слышали, дают Индии стратегическое преимущество в Индийском океане.

Почему не решается спор?

В ряде случаев казалось, что Индия и Китай могут достичь компромисса. В 1993 году было принято соглашение по одному пограничному спору. В 1996 году началось сотрудничество на глобальном уровне в торговой сфере и бизнесе. Два дополнительных пограничных протокола были подписаны в 2003 и 2005 годах. После более 50 встреч и переговоров ожидалось скорое окончательное решение.

Но в 2006 году исчезли надежды на принятие резолюции, которая бы зафиксировала линию фактического контроля в статус-кво.

В 2005 году Индия подписала 10-летнее оборонное соглашение с США, а также гражданское ядерное соглашение, которое разрешило Индии получать помощь по гражданской ядерной программе, хотя она не подписывала Договор о нераспространении ядерного оружия. Индийские официальные лица, как утверждает г-н Смит, шли на сближение с США, начиная с администрации Джорджа Буша, что, вероятно, повлияло на отношение Китая к Индии после 2006 года.

Однако самым важным фактором, влияющим на отношения с коммунистическим Китаем, на сегодняшний день является поддержка Индией Тибета и Далай-ламы. Далай-лама бежал в Индию и создал правительство в изгнании в Дхарамсале в 1959 году. Таким образом, Индия укрывает правителя, который представляет угрозу для власти Китая в Тибете. В Индии находится правительство в изгнании, что раздражает Пекин. Коммунистическая партия Китая ждёт с нетерпением, когда 78-летний Далай-лама уйдёт, чтобы попытаться получить контроль над его преемником.

«До тех пор, пока Индия имеет рычаги влияния на Тибет, Китай говорит, что не заинтересован в урегулировании пограничного спора», — пишет г-н Смит.

Растущее соперничество

Хотя Тибет и Далай-лама являются конкретными препятствиями для Китая на пути к миру на границе, в основе напряжённости лежит индийско-китайское соперничество, которое, по мнению г-на Смита, растёт более быстрыми темпами, чем сотрудничество в имеющихся областях.

В настоящее время кажется, что баланс сил сильно перевешивает в сторону Китая, который имеет ещё и материальные преимущества. Однако Китай не может сравниться с Индией в области «мягкой силы». С конца холодной войны Индия заработала в Азии репутацию мирной, дружелюбной нации, с многонациональной демократией, что является большим плюсом для «среднего царства», как считает Джефф М. Смит.

Сегодня многие страны привлекает индийский и китайский рынок, поэтому всех интересуют новости Китая и Индии.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА