Бертуччо предлагает свое богатство, чтобы спасти жизнь. «Невеста Бертуччо», Эдвард Роберт Хьюз, 1895 г. (Public Domain)  | Epoch Times Россия
Бертуччо предлагает свое богатство, чтобы спасти жизнь. «Невеста Бертуччо», Эдвард Роберт Хьюз, 1895 г. (Public Domain)

Эдвард Роберт Хьюз «Невеста Бертуччо»

Великая мудрость заключается в бескорыстном и радостном дарении
Автор: 17.02.2022 Обновлено: 17.02.2022 17:10
Иногда мы крепко держимся за вещи в нашей жизни. Чтобы избежать страданий и лишений, мы можем подумать, что разумно приобрести и накопить как можно больше богатств. Но на самом деле, сосредоточившись на том, чего нам не хватает, или беспокоясь о том, чего нам не хватает, мы можем потерять сон и покой.

Недавно я наткнулся на картину Эдварда Роберта Хьюза «Невеста Бертуччо», на которой изображен грандиозный жест добровольного пожертвования. Согласно истории Бертуччо, великая мудрость заключается в благотворительности и радостном дарении.

История Бертуччо

История Бертуччо описана Джованни Франческо Страпаролой, писателем эпохи итальянского Возрождения, в одной из новелл произведения «Приятные ночи». Для того чтобы внимательно рассмотреть картину Хьюза, мы должны сначала узнать историю Бертуччо.

Бертуччо было 15 лет, когда умер его отец. Отец оставил ему небольшое наследство, но только в возрасте 25 лет Бертуччо смог получить доступ к 300 дукатам из своего наследства. Когда ему исполнилось 25 лет, он попросил у матери 100 дукатов из положенных ему 300. Мать Бертуччо, отдавая деньги, умоляла мальчика, который был очень простодушным, использовать их с умом, чтобы не стать еще беднее.

Бертуччо и убитый человек

Бертуччо взял деньги и отправился в путешествие, чтобы как-то наладить торговое дело, как завещал отец. По дороге он наткнулся на вора-убийцу, который избивал мертвое тело человека, которого он ограбил и убил. Бертуччо вмешался и предложил вору заплатить за тело убитого. Вор согласился отдать тело за 80 дукатов. Бертуччо отнес тело в церковь и отдал оставшиеся 20 дукатов за то, чтобы тело было похоронено должным образом.

Когда он вернулся домой, мать спросила его, что он сделал со своими деньгами, и Бертуччо объяснил, как он их использовал. Мать обиделась на него. Однако Бертуччо, чувствуя, что поступил правильно, остался радостным, несмотря на ее гнев.

Бертуччо и принцесса

Вскоре Бертуччо попросил у матери оставшиеся 200 дукатов своего наследства. Мать, не доверяя ему и не желая этого, сердито сказала, чтобы он забрал свои деньги и никогда больше не возвращался домой. Утешая ее, Бертуччо сказал, что на этот он найдет возможность распорядиться деньгами так, чтобы получить прибыль.

Бертуччо снова отправился на поиски возможностей, чтобы изменить свою жизнь. В лесу он увидел двух разбойников, которые дрались за право обладанием похищенной девушкой. Бертуччо снова вмешался. Он предложил бандитам выкупить жертву за 200 дукатов. Они легко согласились, раздев деньги между собой.

Бертуччо отвел девушку домой к матери. Он сказал ей, что потратил свои 200 дукатов на свободу девушки, и что теперь, девушка и его мать могут стать друзьями. Конечно, его мать очень рассердилась и даже пожелала ему смерти. Она считала, что он однажды разрушит их семью. Однако Бертуччо не дал ее словам разгневать себя, и попытался утешить ее.

Свадьба и жертвоприношение Бертуччо

Бертуччо и его мать не знали, что девушка была принцессой Тарквинией, дочерью короля Новарры. Расстроенный король послал солдат на поиски пропавшей дочери. Они нашли ее в доме Бертуччо, и он пожелал ей всего хорошего. Однако прежде чем Тарквиния покинула дом Бертуччо, она сказала ему, что когда отец вскоре решит выдать ее замуж, но она отвергнет всех женихов, ради него. А для того, чтобы она его выбрала, он должен будет обязательно явиться ко двору и представляясь, приложить руку к темени, чтобы она его узнала. Бертуччо с радостью согласился.

Вскоре король объявил, что Тарквиния должна выйти замуж, и женихи со всей округи съехались ко двору. Бертуччо тоже оседлал своего худого коня и поехал во дворец. По дороге он встретил богатого дворянина, который спросил Бертуччо, куда он направляется. Бертуччо рассказал дворянину всю историю. Услышав эту историю, дворянин сказал, что тоже поедет просить руки принцессы.

Невозмутимый, Бертуччо лишь улыбнулся и пожелал дворянину удачи. Но тут, дворянин, удивленный таким ответом, предложил Бертуччо своего нового коня и одежду при условии, что парень отдаст дворянину половину того, что он получит в дар от короля. Бертуччо, как всегда, согласился.

Невеста Бертуччо

Новый конь и одежда выделяли Бертуччо среди других женихов при дворе. Когда пришло время, Бертуччо сделал знак рукой, и Тарквиния выбрала его в мужья. Пара была счастлива.

Возвращаясь с молодой женой домой, они столкнулись с дворянином, который напомнил про половину вознаграждения за то, что он одолжил Бертуччо коня и одежду. Бертуччо предложил половину всего, что получил. Однако этого дворянину было мало. Он уточнил, почему же Бертуччо не предлагает ему половину своей жены. На что Бертуччо ответил, что разрезать Тарквинию пополам невозможно, поэтому он готов отдать ее полностью. Поблагодарил при этом дворянина за доброту, и снова был готов отправиться в путь.

Дворянин был очень впечатлен характером Бертуччо, и признался, что он на самом деле дух человека, убитого вором. И что он безмерно благодарен Бертуччо за достойное погребение и заказанные церковные мессы. За это он обещал Бертуччо и его матери достойное место в Раю. И после этого он бесследно исчез, а довольные молодожены отправились дальше в путь.

 Хьюза «Невеста Бертуччо»

На картине Хьюза изображен момент, когда Бертуччо добровольно отдает половину своего богатства дворянину. В центре внимания Бертуччо, чья теплая оранжевая рубашка помогает ему выделиться на фоне холодного синего и зеленого фона. Он опускается на одно колено, смотрит на дворянина и подносит ценные вещи, которые занимают правый нижний угол композиции.

Поскольку они обменялись одеждой до того, как Бертуччо прибыл во дворец, дворянин одет в поношенную одежду Бертуччо. Дворянин выглядит равнодушным, но держит шпагу, которой предлагает разрубить принцессу пополам, и, при этом, внимательно смотрит на Бертуччо.

Слева на картине стоит молодая жена Бертуччо, принцесса Тарквиния. Она наблюдает за происходящим со страхом при мысли о том, что ее разрежут пополам. Справа, на фоне прекрасного пейзажа, стоят две лошади в ожидании хозяев.

Кроткий дворянин

История Страпаролы может изменить наше представление о знатности и богатстве. На первый взгляд, все герои этой истории существуют в мире, в котором чего-то не хватает. Всем персонажам чего-то не хватает: матери — умного сына; мертвому телу — уважения и надлежащих прав на похороны; принцессе — свободы; королю — дочери.

Что касается неблаговидных персонажей, то они не только чего-то лишены, но они всегда действуют, чтобы получить желаемое. Разбойники хотят похитить девушку и делают это, вор хочет денег и убивает ради них, а дворянин хочет получить половину богатства Бертуччо и предлагает разрубить невесту на две части.

Однако Бертуччо живет в мире не по другим правилам. Он не воспринимает мир как неполноценный, он не видит необходимости брать от него. Напротив, он воспринимает свою жизнь полноценной. Он хочет отдать то, что у него есть, на благо другим. Многие другие герои несчастны, но богатство Бертуччо в переносном и буквальном смысле проистекает из его радостной способности отпускать все, что ему принадлежит. Он эмоционально богат, поэтому бескорыстен в материальном плане.

Дворянин окажется духом убитого человека, но сейчас, на картине, он испытывает Бертуччо, чтобы убедиться, достоин ли он богатства. Поэтому изображение кроткого и бедного Бертуччо в образе богатого дворянина, противопоставлено образу своенравного дворянина в нищенском одеянии. Другими словами, по-настоящему богатый человек — это тот, кто дает, а не тот, кто ловко пытается взять.

Бертуччо показан в тот момент, когда он получает больше, чем отдает. Является ли картина Хьюза напоминанием о том, что хороший характер вознаграждается, и, что мы пожинаем то, что посеяли? Говорит ли кроткая поза Бертуччо о том, что причиной его богатства является его характер? Является ли изображение Бертуччо у Хьюза иллюстрацией особого типа благородства: человек кроткий в мирских делах, но бескорыстный и самоотверженный?

Видели ли вы когда-нибудь произведение искусства, которое казалось вам прекрасным, но вы не знали, что оно означает? В нашей серии «Постигая суть: что традиционное искусство предлагает сердцу» мы интерпретируем классическое изобразительное искусство таким образом, что оно может быть нравственно значимым для нас сегодня. Пытаемся увидеть, как исторические творения могут вдохновить нашу врожденную доброту.

Эрик Бесс — практикующий репрезентативный художник и докторант Института докторских исследований в области визуальных искусств (IDSVA).

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА