Фёдор Достоевский: От любви до ненависти и обратно

Жизненный путь великого писателя был неровен и тернист
Автор: 22.10.2021 Обновлено: 22.10.2021 15:42
Пожалуй, таких оригинальных женских образов, какие удивляют нас со страниц знаменитых романов Фёдора Достоевского, нет больше в мировой литературе. Все эти Полины, Грушеньки, Настасьи Филипповны и Катерины — они раздражают, возмущают и притягивают одновременно. Если не знать биографии писателя, можно подумать, что такие героини — плод его больного воображения. Но в жизни Фёдора Михайловича были такие женщины, чьи характеры и послужили материалом для создания неповторимых художественных образов. Их было две: первая жена Мария Исаева и возлюбленная Апполинария Суслова.

Жизненный путь великого писателя был неровен и тернист. Ранняя слава молодого, подающего большие надежды литератора, очень быстро сменилась позором ареста, суда, приговора, несостоявшейся казни и четырёхлетней каторгой в Сибири.

Жажда жизни и творчества, переосмысление всего, что пришлось пережить, помогли писателю не сломаться, не сгинуть, не разочароваться в жизни, не опуститься на дно, а «воскреснуть из мёртвых», «смертию смерть поправ».

Фёдор Михайлович после всех испытаний уверовал в своё предназначение — быть писателем и никем более — ещё крепче.

К сожалению, как оказалось, в этом сильном человеке было уязвимое место. Это его непонимание особенностей и разновидностей женской натуры. Что, согласитесь, естественно для молодого мужчины, проведшего годы и годы в тюрьме, а потом — в ссылке, на поселении в глуши.

Юность в столице и возможность вращаться в литературных кругах Петербурга позволяли когда-то Фёдору Михайловичу бывать в обществе прелестных, образованных представительниц прекрасного пола. Судя по воспоминаниям современников, молодой писатель не был постоянным поклонником ни одной из них. Дела литературные и участие в политической жизни отнимали всё его время и энергию. То есть особого опыта в общении с женщинами Достоевский до каторги не приобрёл, и к женщинам относился, вероятнее всего, романтически. Это и привело его к первому неудачному браку, который был заключён с вдовой мелкого чиновника ещё в период поселения в Семипалатинске, после тюрьмы.

Психика первой жены Фёдора Михайловича, Марии Дмитриевны Исаевой, к тому времени, как они познакомились, была давно уже подорвана прогрессирующим туберкулёзом. Её первый муж умер от алкоголизма. Мария Дмитриевна годами терпела безденежье. Сама считала свою жизнь с алкоголиком позорной. Во второй брак она вступила после того, как замучила Фёдора Михайловича своими откровениями, что она любит двоих и не знает, кого выбрать. Какое-то время выбирала то одного, то другого. Всё-таки писатель ей показался перспективнее учителя. Выбрала, наконец, Достоевского.

Это была сформировавшаяся истеричка, склонная к аффективному поведению. Амбициозная женщина была уверена, что пришло время её реванша за несчастную жизнь в глуши, за унижения и нищету. Теперь она супруга известного литератора, и её новому статусу, само собой, соответствует жизнь в столице, модные наряды, балы и театры. И, главное — ей положен знаменитый, богатый муж, который должен обеспечить это всё ей и пасынку.

Она всегда была недовольна мужем, всегда в обиде. Жуткие сцены с рыданиями и проклятиями повторялись регулярно. Потом короткое перемирие и снова истерика. Фёдор Михайлович, и сам нервный человек, стоически переносил тяготы семейной жизни. Что-либо менять в своей судьбе он считал невозможным. Общих детей у них не было, но оставить смертельно больную женщину он не мог.

Фёдор Михайлович зажил в Петербурге, жена — в Москве. Он регулярно навещал её и пасынка, обеспечивал своим литературным заработком лечение и быт. Принял твёрдое решение не оставлять семьи.

Достоевскому было около сорока лет, когда его жизнь осветила нечаянно нагрянувшая любовь — случился страстный роман…  Жилось нелегко, донимали кредиторы, болезни брата и жены. И вдруг однажды, после лекции, которую он читал студентам университета, ему на стол упало письмо. Письмо-признание. Писала ему молодая девушка по имени Апполинария. Она смело признавалась в любви к своему кумиру. Автор нашумевших «Записок из Мёртвого дома» был популярен у тогдашней молодёжи, и Аполлинария неизменно бывала там, где можно было встретить великого писателя. Письмо дышало такой искренностью и наивностью, что Фёдор Михайлович не смог устоять и встретился со своей почитательницей.

Апполинария Прокофьевна Суслова была, конечно, очень незаурядной личностью. Дочь предприимчивого крестьянина, она выросла в деревне. Но потом разбогатевший отец дал ей «вольную», то есть позволил девице жить, где она хочет и заниматься, чем хочет. Денег для этого не пожалел. Так молодая Апполинария оказалась в Петербурге в студенческой среде. Она слушала лекции, какие ей были интересны, с удовольствием участвовала в вечеринках, а также в студенческих демонстрациях и диспутах. То есть вела активный и независимый образ жизни. Она была красива, умна, богата.

В это время в мире и в России, в том числе, получили развитие идеи женской эмансипации. Апполинарию можно было смело назвать «эмансипе». Ей были свойственны полная моральная свобода и убеждённость, что «женская скромность» — только лишь пережиток. Ко всему прочему, она ещё и писала прозу. Её «писательство» и роль восторженной ученицы покорили сердце Фёдора Михайловича, так уставшего от постоянных претензий жены. Апполинария, что удивительно для «эмансипе», яростно требовала от своего возлюбленного развода, но, когда Мария Дмитриевна умерла, и свободный Достоевский предложил ей руку и сердце, Апполинария вдруг отказала. И таких совершенно непредсказуемых поступков она совершила очень много. Достоевский позже писал о ней:

«Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны… Я люблю её ещё до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить её. Она не стоит такой любви. Мне жаль её, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она никогда не найдёт себе друга и счастья. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдёт счастья».

Измучила она его беспредельно. Он всё пытался понять какую-то логику в её поступках, но не смог. Она так и осталась загадкой. Они расстались, но Полина ещё долго донимала его истеричными письмами с угрозами покончить с собой. О том, какой она была в глазах своего возлюбленного, можно понять, перечитав романы «Игрок», «Идиот», «Братья Карамазовы». Но почему она такой была, мы так и не поймём. Почему она не могла жить в гармонии с миром и любимым человеком, мы не поймём.

Связь с Сусловой давала пищу для творческих открытий Достоевского-писателя, но в результате таких психопатических отношений очень пострадал Достоевский-человек. Он был морально сломлен и уже не верил ни в любовь, ни в семью, ни в то, что женщина может беречь и созидать, а не только разрушать и калечить. Но произошло чудо.

Он, утративший силы творить и дошедший до психологического краха, не мог вовремя сдать рукопись романа «Игрок» в обозначенные сроки. Это грозило профессиональной кабалой до конца жизни. Но в совершенно безвыходной, как ему казалось, ситуации судьба прислала ему помощницу. Это была девушка-курсистка. Она занималась стенографией. И руководитель курсов стенографии, друг Достоевского, посоветовал автору попробовать довериться её профессиональным навыкам. Девушку звали Анна Григорьевна Сниткина.

Она была очень старательна и внимательна. Вдвоём они за 26 дней, по сути, создали роман. Он говорил, она стенографировала, ночью восстанавливала текст, а утром приносила очередной отрывок романа. Они не только работали, но и разговаривали о жизни. Юная Анна Сниткина тоже оказалась почитательницей таланта знаменитого писателя, как и Апполинария. Но это была девушка абсолютно не похожая ни на кого. Через 26 дней от начала совместной работы Фёдор Михайлович Достоевский сделал ей предложение, и Анна Григорьевна его приняла.

Этот брак был очень счастливым. В любви рождались дети. Фёдор Михайлович погасил все долги, наладился быт. Жена очень удачно вела все литературные и издательские дела своего знаменитого мужа. Она понимала, что ей выпало счастье быть женой и другом такого необыкновенного человека. Смыслом своей жизни она видела счастье мужа. И он был с ней счастлив.

Из письма Фёдора Михайловича жене Анне Григорьевне:

«Ангел мой, ты не поверишь, как я обрадовался и с каким счастьем прочёл я, на почте, твои две крошечные писульки на двух листиках. Я их целовал и так рад, так рад был твоей любви. Она видна в каждой строчке, в каждом выражении твоём; и как (одно слово зачёркнуто) ты хорошо пишешь письма. Куда мне так написать и так выразить моё сердце, мои ощущения. Я и наяву-то, и когда мы вместе, несообщителен, угрюм и совершенно не имею дара выразить себя всего.

< … >

Прощай, Аня, прощай, радость моя, будь весела и счастлива. Люби меня. До завтра. Обнимаю тебя крепко, крепко. Люблю беспредельно, твой весь, до последней капли.

Ф. Достоевский.

Завтра напишу непременно».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА