Фёдор Михайлович Достоевский. ru.wikipedia.org/СС0  | Epoch Times Россия
Фёдор Михайлович Достоевский. ru.wikipedia.org/СС0

Фёдор Достоевский: От любви до ненависти и обратно

Жизненный путь великого писателя был неровен и тернист
Автор: 22.10.2021 Обновлено: 22.10.2021 15:42
Пожалуй, таких оригинальных женских образов, какие удивляют нас со страниц знаменитых романов Фёдора Достоевского, нет больше в мировой литературе. Все эти Полины, Грушеньки, Настасьи Филипповны и Катерины — они раздражают, возмущают и притягивают одновременно. Если не знать биографии писателя, можно подумать, что такие героини — плод его больного воображения. Но в жизни Фёдора Михайловича были такие женщины, чьи характеры и послужили материалом для создания неповторимых художественных образов. Их было две: первая жена Мария Исаева и возлюбленная Апполинария Суслова.

Жизненный путь великого писателя был неровен и тернист. Ранняя слава молодого, подающего большие надежды литератора, очень быстро сменилась позором ареста, суда, приговора, несостоявшейся казни и четырёхлетней каторгой в Сибири.

Жажда жизни и творчества, переосмысление всего, что пришлось пережить, помогли писателю не сломаться, не сгинуть, не разочароваться в жизни, не опуститься на дно, а «воскреснуть из мёртвых», «смертию смерть поправ».

Фёдор Михайлович после всех испытаний уверовал в своё предназначение — быть писателем и никем более — ещё крепче.

К сожалению, как оказалось, в этом сильном человеке было уязвимое место. Это его непонимание особенностей и разновидностей женской натуры. Что, согласитесь, естественно для молодого мужчины, проведшего годы и годы в тюрьме, а потом — в ссылке, на поселении в глуши.

Юность в столице и возможность вращаться в литературных кругах Петербурга позволяли когда-то Фёдору Михайловичу бывать в обществе прелестных, образованных представительниц прекрасного пола. Судя по воспоминаниям современников, молодой писатель не был постоянным поклонником ни одной из них. Дела литературные и участие в политической жизни отнимали всё его время и энергию. То есть особого опыта в общении с женщинами Достоевский до каторги не приобрёл, и к женщинам относился, вероятнее всего, романтически. Это и привело его к первому неудачному браку, который был заключён с вдовой мелкого чиновника ещё в период поселения в Семипалатинске, после тюрьмы.

Психика первой жены Фёдора Михайловича, Марии Дмитриевны Исаевой, к тому времени, как они познакомились, была давно уже подорвана прогрессирующим туберкулёзом. Её первый муж умер от алкоголизма. Мария Дмитриевна годами терпела безденежье. Сама считала свою жизнь с алкоголиком позорной. Во второй брак она вступила после того, как замучила Фёдора Михайловича своими откровениями, что она любит двоих и не знает, кого выбрать. Какое-то время выбирала то одного, то другого. Всё-таки писатель ей показался перспективнее учителя. Выбрала, наконец, Достоевского.

Это была сформировавшаяся истеричка, склонная к аффективному поведению. Амбициозная женщина была уверена, что пришло время её реванша за несчастную жизнь в глуши, за унижения и нищету. Теперь она супруга известного литератора, и её новому статусу, само собой, соответствует жизнь в столице, модные наряды, балы и театры. И, главное — ей положен знаменитый, богатый муж, который должен обеспечить это всё ей и пасынку.

Она всегда была недовольна мужем, всегда в обиде. Жуткие сцены с рыданиями и проклятиями повторялись регулярно. Потом короткое перемирие и снова истерика. Фёдор Михайлович, и сам нервный человек, стоически переносил тяготы семейной жизни. Что-либо менять в своей судьбе он считал невозможным. Общих детей у них не было, но оставить смертельно больную женщину он не мог.

Фёдор Михайлович зажил в Петербурге, жена — в Москве. Он регулярно навещал её и пасынка, обеспечивал своим литературным заработком лечение и быт. Принял твёрдое решение не оставлять семьи.

Достоевскому было около сорока лет, когда его жизнь осветила нечаянно нагрянувшая любовь — случился страстный роман…  Жилось нелегко, донимали кредиторы, болезни брата и жены. И вдруг однажды, после лекции, которую он читал студентам университета, ему на стол упало письмо. Письмо-признание. Писала ему молодая девушка по имени Апполинария. Она смело признавалась в любви к своему кумиру. Автор нашумевших «Записок из Мёртвого дома» был популярен у тогдашней молодёжи, и Аполлинария неизменно бывала там, где можно было встретить великого писателя. Письмо дышало такой искренностью и наивностью, что Фёдор Михайлович не смог устоять и встретился со своей почитательницей.

Апполинария Прокофьевна Суслова была, конечно, очень незаурядной личностью. Дочь предприимчивого крестьянина, она выросла в деревне. Но потом разбогатевший отец дал ей «вольную», то есть позволил девице жить, где она хочет и заниматься, чем хочет. Денег для этого не пожалел. Так молодая Апполинария оказалась в Петербурге в студенческой среде. Она слушала лекции, какие ей были интересны, с удовольствием участвовала в вечеринках, а также в студенческих демонстрациях и диспутах. То есть вела активный и независимый образ жизни. Она была красива, умна, богата.

В это время в мире и в России, в том числе, получили развитие идеи женской эмансипации. Апполинарию можно было смело назвать «эмансипе». Ей были свойственны полная моральная свобода и убеждённость, что «женская скромность» — только лишь пережиток. Ко всему прочему, она ещё и писала прозу. Её «писательство» и роль восторженной ученицы покорили сердце Фёдора Михайловича, так уставшего от постоянных претензий жены. Апполинария, что удивительно для «эмансипе», яростно требовала от своего возлюбленного развода, но, когда Мария Дмитриевна умерла, и свободный Достоевский предложил ей руку и сердце, Апполинария вдруг отказала. И таких совершенно непредсказуемых поступков она совершила очень много. Достоевский позже писал о ней:

«Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны… Я люблю её ещё до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить её. Она не стоит такой любви. Мне жаль её, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она никогда не найдёт себе друга и счастья. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдёт счастья».

Измучила она его беспредельно. Он всё пытался понять какую-то логику в её поступках, но не смог. Она так и осталась загадкой. Они расстались, но Полина ещё долго донимала его истеричными письмами с угрозами покончить с собой. О том, какой она была в глазах своего возлюбленного, можно понять, перечитав романы «Игрок», «Идиот», «Братья Карамазовы». Но почему она такой была, мы так и не поймём. Почему она не могла жить в гармонии с миром и любимым человеком, мы не поймём.

Связь с Сусловой давала пищу для творческих открытий Достоевского-писателя, но в результате таких психопатических отношений очень пострадал Достоевский-человек. Он был морально сломлен и уже не верил ни в любовь, ни в семью, ни в то, что женщина может беречь и созидать, а не только разрушать и калечить. Но произошло чудо.

Он, утративший силы творить и дошедший до психологического краха, не мог вовремя сдать рукопись романа «Игрок» в обозначенные сроки. Это грозило профессиональной кабалой до конца жизни. Но в совершенно безвыходной, как ему казалось, ситуации судьба прислала ему помощницу. Это была девушка-курсистка. Она занималась стенографией. И руководитель курсов стенографии, друг Достоевского, посоветовал автору попробовать довериться её профессиональным навыкам. Девушку звали Анна Григорьевна Сниткина.

Она была очень старательна и внимательна. Вдвоём они за 26 дней, по сути, создали роман. Он говорил, она стенографировала, ночью восстанавливала текст, а утром приносила очередной отрывок романа. Они не только работали, но и разговаривали о жизни. Юная Анна Сниткина тоже оказалась почитательницей таланта знаменитого писателя, как и Апполинария. Но это была девушка абсолютно не похожая ни на кого. Через 26 дней от начала совместной работы Фёдор Михайлович Достоевский сделал ей предложение, и Анна Григорьевна его приняла.

Этот брак был очень счастливым. В любви рождались дети. Фёдор Михайлович погасил все долги, наладился быт. Жена очень удачно вела все литературные и издательские дела своего знаменитого мужа. Она понимала, что ей выпало счастье быть женой и другом такого необыкновенного человека. Смыслом своей жизни она видела счастье мужа. И он был с ней счастлив.

Из письма Фёдора Михайловича жене Анне Григорьевне:

«Ангел мой, ты не поверишь, как я обрадовался и с каким счастьем прочёл я, на почте, твои две крошечные писульки на двух листиках. Я их целовал и так рад, так рад был твоей любви. Она видна в каждой строчке, в каждом выражении твоём; и как (одно слово зачёркнуто) ты хорошо пишешь письма. Куда мне так написать и так выразить моё сердце, мои ощущения. Я и наяву-то, и когда мы вместе, несообщителен, угрюм и совершенно не имею дара выразить себя всего.

< … >

Прощай, Аня, прощай, радость моя, будь весела и счастлива. Люби меня. До завтра. Обнимаю тебя крепко, крепко. Люблю беспредельно, твой весь, до последней капли.

Ф. Достоевский.

Завтра напишу непременно».

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА