
Геракл и любовь к добродетели
Наше человеческое предназначение — возвыситься над порокамиФрансуа Лемуану потребовалось четыре года, чтобы завершить «Апофеоз Геракла» на потолке Салона Геракла в Версальском дворце. Когда художник приступил к работе над фреской, он уже был обучен лучшим техникам итальянской живописи в Париже в Королевской академии живописи и скульптуры Людовика XIV. Целью академии было собирать, сохранять и совершенствовать классические искусства.
Изначально Лемуан хотел изобразить славу французской монархии и королевской линии, суверена за сувереном.
«Через достижения величайших французских королей, таких как Хлодвиг, Карл Великий, Людовик Святой или Генрих Великий, художник хотел признать их бессмертие», — писал Донат Ноннот, бывший ученик Франсуа Лемуана, в своём трактате о живописи, прочитанном в Лионской академии.
Но Людовик XV выбрал «Апофеоз» — сюжет, прославляющий добродетели, — для украшения потолка бывшей королевской капеллы во дворце, и работа была окончательно завершена в 1736 году. Людовик XV официально вступил на престол через несколько лет, в 1743 году. Народ называл его «любимым».
Но к концу своего правления Людовик предпочёл мягкость салонов своих многочисленных любовниц прохладному, но важному уединению дворца великого монарха. Этот декаданс положил начало периоду упадка рационального мышления, который, в конечном итоге, привёл к беспрецедентному разрушению французской культуры в конце XVIII века в результате Французской революции и воцарения террора.
Три века спустя колоссальное произведение «Апофеоз Геракла» продолжает обращаться к судьбе человечества и данным нам инструментам, чтобы подняться над нашими человеческими недостатками.
Апофеоз Геракла
Произведение искусства длиной ~18 м и шириной около 12 м является самым большим расписным потолком в Европе со 142 фигурами, 62 из которых видны с первого взгляда. Рядом с фигурой Геракла расположены девять групп фигур: Аполлон на ступенях храма Памяти, Вакх и Бог Пан, Марс, наблюдающий за падением чудовищ. Прославленные, возвещающие с земли апофеоз Геракла, Бог ветров Эол, Плутон и Бог моря, Муза изящных искусств и другие музы и ангелы.
В стихотворении, опубликованном в журнале «Меркюр оф Франс» в октябре 1736 года, Антуан Жозеф Дезалье д’Аржанвиль кратко изложил смысл «Апофеоза»:
«Любовь к добродетели возвышает человека над самим собой и делает его выше в самых трудных и опасных трудах; препятствия исчезают при виде интересов его короля и его Отечества. Поддерживаемый честью и ведомый верностью, он своими действиями достигает бессмертия».

Ангел по имени Любовь к Добродетели показывает Геракла его отцу Юпитеру (в приглушённом алом). Юпитер представляет своего сына Гебе, богине юности (в голубом), во главе с крылатой богиней Гименой. (Public Domain)
Только любовь к добродетели может победить чудовища и пороки
В «Апофеозе» герой показан едущим на небеса в колеснице, ведомой ангелом по имени Любовь к Добродетели. Этот ангел в сопровождении путти, тянущих колесницу полубога, представляет Геракла его отцу Юпитеру. Юпитер предлагает богиню юности Гебу Гераклу. Её ведёт к нему Бог Гименей.
Поднимаясь на небо, Геракл сталкивается с чудовищами и пороками, которые пытаются удержать его, но легко побеждает. Поскольку героем руководит Любовь к Добродетели, чудовища и пороки не могут выдержать его славного продвижения и гримасничают, когда их сбрасывают вниз.
Четыре аллегорические фигуры, олицетворяющие главные добродетели, сидят по углам расписного потолка. Они символизируют ценности героя: Сила, Справедливость, Умеренность и Благоразумие. Они изображают характер нового Геракла, когда он возносится к небесам.

Три из четырёх добродетелей из четырёх углов картины Франсуа Лемуана «Апофеоз Геракла» в Салоне Геракла в Версальском дворце. (Public Domain)
Во времена создания картины эти слова имели иное значение, чем сегодня. Они принадлежали к культуре, связанной с божественным, и содержали послания о судьбе человека. Сила, например, означала не физическую силу, а душевную силу мужества и стойкости.
Справедливость означала непоколебимость и решимость воздать каждому по заслугам. Умеренность означала контроль своей воли над инстинктами и удержание желаний в пределах здравого смысла. Благоразумие воплощалось в практической мудрости и разуме, что позволяло отличить истинное добро от истинного зла.
Добродетели, изображённые на этой потолочной росписи, находятся в прямой оппозиции к порокам, осаждающим человека. Первый из этих пороков — Зависть (ревность). За ней следуют остальные, изображённые на картине в виде ужасных и измученных фигур. Среди них — Гнев, Ненависть и Раздор, которые новоявленный бог, в конце концов, побеждает через Любовь к Добродетели.
Зависть (Ревность) наиболее близка герою. В XVIII веке это чудовище считалось «самым опасным и самым безжалостным из всех пороков, и единственным, чья ярость простирается за пределы смерти», как описано в журнале «Меркюр оф Франс» за 1736 год. Это не сила Геракла, а Любовь к Добродетели, когда она сопровождается четырьмя главными добродетелями, которая позволяет ему противостоять этим безжалостным порокам, стремящимся уничтожить его, и побеждать их.
Чудовища в «Апофеозе Геракла»

«Апофеоз Геракла» Франсуа Лемуана, в Салоне Геракла в Версальском дворце. (Public Domain)
Универсальное послание французского искусства XVIII века
Гениальный ход французов в конце Grand Siècle (Великого века) заключался в объединении классических искусств путём слияния священного и разумного. Французские художественные академии передали это обществу как французское классическое искусство, которое, в свою очередь, объединило глубокий смысл произведения искусства с его внутренней красотой.
Три века спустя, когда наш мир ещё никогда не был так оторван от корней и отрезан от славной культуры нашего прошлого, чудовища и пороки удваивают свои усилия, чтобы заставить человечество забыть о своём божественном предназначении. Но такие произведения, как «Апофеоз», с его древними и универсальными добродетелями, позволяют нам увидеть, как праведный человек преодолевает все трудности, стремится во всех начинаниях к добру, противостоит пагубным искушениям и, в конечном итоге, возносится на небеса.
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times