«Апофеоз Геракла» Франсуа Лемуана в Салоне Геракла в Версальском дворце. (Public Domain)  | Epoch Times Россия
«Апофеоз Геракла» Франсуа Лемуана в Салоне Геракла в Версальском дворце. (Public Domain)

Геракл и любовь к добродетели

Наше человеческое предназначение — возвыситься над пороками
Автор: 29.05.2022 Обновлено: 31.05.2022 10:19
Кого мы помним как величайшего героя древности? Геракла. Легенда гласит, что боги наградили его за его достижения, даровав ему апофеоз, или вознесение  на небеса. Могущественные французские короли XVII и XVIII веков заказывали великолепные произведения  искусства, включая потолочную роспись, чтобы отметить достижения прославленного героя и воздать должное добродетелям, присущим его характеру.

Франсуа Лемуану потребовалось четыре года, чтобы завершить «Апофеоз Геракла» на потолке Салона Геракла в  Версальском дворце. Когда художник приступил к работе над фреской, он уже был обучен лучшим техникам итальянской живописи в Париже в Королевской академии живописи и скульптуры Людовика XIV. Целью академии было собирать, сохранять и совершенствовать классические искусства.

Изначально Лемуан хотел изобразить славу французской монархии и королевской линии, суверена за сувереном.

«Через достижения величайших французских королей, таких как Хлодвиг, Карл Великий, Людовик Святой или Генрих Великий, художник хотел признать их бессмертие», — писал Донат Ноннот, бывший ученик Франсуа Лемуана, в своём трактате о живописи, прочитанном в Лионской академии.

Но Людовик XV выбрал «Апофеоз» — сюжет, прославляющий добродетели, — для украшения потолка бывшей королевской капеллы во дворце, и работа была окончательно завершена в 1736 году. Людовик XV официально вступил на престол через несколько лет, в 1743 году. Народ называл его «любимым».

Но к концу своего правления Людовик предпочёл мягкость салонов своих многочисленных любовниц прохладному, но важному уединению дворца великого монарха. Этот декаданс положил начало периоду упадка рационального мышления, который, в конечном итоге, привёл к беспрецедентному разрушению французской культуры в конце XVIII века в результате Французской революции и воцарения террора.

Три века спустя колоссальное произведение «Апофеоз Геракла» продолжает обращаться к судьбе человечества и данным нам инструментам, чтобы подняться над нашими человеческими недостатками.

Апофеоз Геракла

Произведение искусства длиной ~18 м и шириной около 12 м является самым большим расписным потолком в Европе со 142 фигурами, 62 из которых видны с первого взгляда. Рядом с фигурой Геракла расположены девять групп фигур: Аполлон на ступенях храма Памяти, Вакх и Бог Пан, Марс, наблюдающий за падением чудовищ. Прославленные, возвещающие с земли апофеоз Геракла, Бог ветров Эол, Плутон и Бог моря, Муза изящных искусств и другие музы и ангелы.

В стихотворении, опубликованном в журнале «Меркюр оф Франс» в октябре 1736 года, Антуан Жозеф Дезалье д’Аржанвиль кратко изложил смысл «Апофеоза»:

«Любовь к добродетели возвышает человека над самим собой и делает его выше в самых трудных и опасных трудах; препятствия исчезают при виде интересов  его короля и его Отечества. Поддерживаемый честью и ведомый верностью, он  своими действиями достигает бессмертия».

Только любовь к добродетели может победить чудовища и пороки

В «Апофеозе» герой показан едущим на небеса в колеснице, ведомой  ангелом по имени Любовь к Добродетели. Этот ангел в сопровождении путти, тянущих колесницу полубога, представляет Геракла его отцу Юпитеру. Юпитер предлагает богиню юности Гебу Гераклу. Её ведёт к нему Бог  Гименей.

Поднимаясь на небо, Геракл сталкивается с чудовищами и пороками, которые пытаются удержать его, но легко побеждает. Поскольку героем руководит Любовь к Добродетели, чудовища и  пороки не могут выдержать его славного продвижения и гримасничают, когда их сбрасывают вниз.

Четыре аллегорические фигуры, олицетворяющие главные добродетели, сидят по углам расписного потолка. Они  символизируют ценности героя: Сила, Справедливость, Умеренность и Благоразумие. Они изображают характер  нового Геракла, когда он возносится к небесам.

Во времена создания картины эти слова имели иное значение, чем сегодня. Они  принадлежали к культуре, связанной с божественным, и содержали послания о судьбе человека. Сила, например, означала не физическую силу, а душевную силу мужества и стойкости.

Справедливость означала непоколебимость и решимость воздать каждому по заслугам. Умеренность означала контроль своей воли над инстинктами и удержание желаний в пределах здравого смысла. Благоразумие воплощалось в практической мудрости и разуме, что позволяло отличить истинное добро от истинного зла.

Добродетели, изображённые на этой потолочной росписи, находятся в прямой оппозиции к порокам, осаждающим человека. Первый из этих пороков — Зависть (ревность). За ней следуют остальные, изображённые на картине в виде ужасных и измученных фигур. Среди них — Гнев, Ненависть и Раздор, которые новоявленный бог, в конце концов, побеждает через Любовь к Добродетели.

Зависть (Ревность) наиболее близка герою. В XVIII веке это чудовище считалось «самым опасным и самым безжалостным из всех пороков, и единственным, чья ярость простирается за пределы смерти», как описано в журнале «Меркюр оф  Франс» за 1736 год. Это не сила Геракла, а Любовь к Добродетели, когда она сопровождается четырьмя главными добродетелями, которая  позволяет ему противостоять этим  безжалостным порокам, стремящимся уничтожить его, и побеждать их.

Чудовища в «Апофеозе Геракла»

Универсальное послание французского искусства XVIII века

Гениальный ход французов в конце Grand Siècle (Великого века) заключался в объединении классических искусств путём слияния священного и разумного. Французские художественные академии передали это обществу как французское классическое искусство, которое, в свою очередь, объединило глубокий смысл произведения искусства с его внутренней красотой.

Три века спустя, когда наш мир ещё никогда не был так оторван от корней и отрезан от славной культуры нашего прошлого, чудовища и пороки удваивают свои усилия, чтобы заставить человечество забыть о своём божественном  предназначении. Но такие произведения, как «Апофеоз», с его древними и универсальными добродетелями, позволяют нам увидеть, как праведный человек преодолевает все трудности, стремится во всех начинаниях к добру, противостоит пагубным искушениям и, в конечном итоге, возносится на небеса.

 

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА