Фото: Artem Podrez / pexels.com / СС0  | Epoch Times Россия
Фото: Artem Podrez / pexels.com / СС0

Ханс Кристиан Андерсен: Сказка его жизни

Всегда популярен и востребован...
Автор: 07.02.2022 Обновлено: 07.02.2022 09:48
Переводчики на русский язык писали в предисловии к его  автобиографии: «К сожалению, такова судьба авторов самых любимых детских книг: убыв по возрасту из мира, куда уже не вернуться ни в сундуке-самолёте, ни в семимильных сапогах, мы редко любопытствуем, кто же был тот, кто незримо был рядом с нами всё детство». Кто же он был этот всемирно известный датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен?

Свою автобиографию он назвал «Сказка моей жизни». В ней он подводит читателя к определённому выводу: оказывается, нет и не будет на земле человека счастливее его. Но, если сравнивать этот вывод с тем, что автор рассказывает о своей жизни, остаётся только развести руками. Видимо, Андерсен представлял мир и людей, несколько иными. Такое мировоззрение просто недоступно обычным людям. У этого странного человека многому можно поучиться. Попробуем? Это нам всем пойдёт на пользу.

Он писал:

«Жизнь моя настоящая сказка, богатая событиями, прекрасная! Если бы в ту пору, когда я бедным, беспомощным ребёнком  пустился по белу свету, меня встретила на пути могущественная фея и сказала мне: „Избери себе путь и дело жизни и я, согласно с твоими дарованиями и по мере разумной возможности, буду охранять и направлять тебя!“ — и тогда жизнь моя не стала бы лучше, счастливее, радостнее…»

«В 1805 году в городке Оденсе (на острове Фиония, Дания) — продолжает Андерсен, — в бедной каморке жила молодая пара — муж и жена, бесконечно любившие друг друга: молодой двадцатилетний башмачник, богато одарённая поэтическая натура, и его жена, несколькими годами старше, не знающая ни жизни, ни света, но с редким сердцем. Только недавно вышедший в мастера, муж своими руками сколотил всю обстановку сапожной мастерской и даже кровать.

На этой кровати 2 апреля 1805 года и появился маленький, орущий комочек — я, Ханс-Христиан Андерсен. Я рос единственным и потому балованным ребёнком; часто мне приходилось выслушивать от матери, какой я счастливый, мне-то ведь живётся куда лучше, чем жилось в детстве ей самой: ну, прямо настоящий графский сынок! — говорила она. Её саму, когда она была маленькой, выгоняли из дому, просить милостыню. Она никак не могла решиться и целые дни просиживала под мостом, у реки. Слушая её рассказы об этом, я заливался горючими слезами».

Судьба подвергла Ханса Кристиана в детстве страшным испытаниям. Этот «балованный ребёнок» часто бродил по улицам Оденса  полуголодным и полубеспризорным. Хотя таких детей было немало в городке, ему выпала ещё более унылая доля. Мало того, что он был беден, он был ещё очень некрасив. Подобно герою его, пожалуй, самой известной сказки «Гадкий утёнок», Ханс Кристиан был не просто некрасивым, он был отталкивающе некрасивым. Ещё в детстве он вымахал в очень высокого и худого мальчишку.

Руки и ноги были несоразмерно длинны. Походка неустойчива. Двигался он всегда неловко. И лицо было некрасивым. Крупный нос и глаза-щёлки. Если добавить к этому то, что он всегда ходил в отцовских обносках, это довершит портрет молодого человека. И поведение  его вызывало  насмешки. Представьте себе, вот идёт по улице такой нескладный подросток. Ничего не видит под ногами. Спотыкается. Но вдруг он замирает над бабочкой, севшей на лист лопуха, присел на корточки посреди улицы, затих и разглядывает «это чудо» с блаженным видом. Иногда за ним ходит толпа зевак и потешается над его неуклюжей походкой. Ровесники его не любили, даже среди беспризорных голодных мальчишек он был хуже всех и его считали слабоумным. В школе его невзлюбили учителя, и мать забрала его оттуда. Все его переживания зашифрованы в сказке «Гадкий утёнок». Вы же помните?

Всё это отравляло жизнь, но не настолько, чтобы парень озлобился и возненавидел людей. Он очень чувствителен к насмешкам, но на все старания унизить его смотрит не по-детски философски. Ханс Кристиан ходит по домам богатых горожан в Оденсе и как милостыню, просит дать почитать ему какую-нибудь книгу. Если получает, то читает очень быстро, возвращает и просит ещё.

Он себе на уме, и его не понимают не только его сверстники, но и родная мать. Когда в 14 лет он заявил, что уходит из дома, мать спросила:

«Зачем? Ведь ты так ещё молод?»

Он ответил:

« Я ухожу, чтобы стать знаменитым».

Мать только горько заплакала. Разве этот странный неловкий некрасивый мальчик, её сын, который даже в школе для бедняков не смог учиться, у которого нет даже белья на смену, а в кармане несколько монет, сможет стать знаменитым? Хоть бы не сгинул он в большом Копенгагене. А он именно туда и собрался.

Если кто наблюдал косяк рыб, идущих на нерест, тот наверняка удивлялся и восхищался тем, с каким упорством рыбы преодолевают преграды, встречающиеся у них на пути. Что-то подобное происходило и с Андерсеном в его молодые годы. На что он рассчитывал, прибыв в столицу? Ему всего-то четырнадцать лет, в кармане несколько монет, а в Копенгагене ни родных, ни знакомых, кто бы был готов ему помочь. Его ожидает неудача за неудачей, отказ за отказом. Его просьбы о протекции вызывают удивление и желание поскорее избавиться от этого странного мальчика.

Вот он явился в дом знаменитой балерины и, сняв башмаки, танцует для неё немыслимый танец-импровизацию. Парень готов посвятить себя балету. Дело за малым: нужно получить от уважаемой фрекен рекомендательное  письмо, а то без него в театр не пустят. Бедная балерина потеряла дар речи. Вот Ханс Кристиан явился к известному режиссёру и прямо с порога, заявил, что чувствует в себе силы сыграть любую трагическую роль из репертуара столичного театра. Хоть Гамлета, хоть Отелло.

Если люди не верят, что в нём погибает великий трагический актёр, он знает, что делать. Юный Андерсен пришёл в редакцию солидного журнала и предложил свою пьесу. Это трагедия, конечно. Когда по поводу его произведения ему заметят, что это вообще-то полный плагиат, то автор без зазрения совести согласится. Он от чистого сердца  признаётся, просто не смог удержаться, ведь так здорово написано, то, что он читал у классика.

Чем объяснить такую настойчивость молодого человека? Чем объяснить его энергию? Он не внемлет советам доброжелательных людей заняться чем-то более простым, чем балет, актёрство или драматургия, не залетать мыслями так высоко. Можно заняться  ремеслом  каким-нибудь, что более соответствовало бы его происхождению, социальному  статусу  и, что уж скрывать, его совсем непривлекательной внешности. Он не спорит, но никого и не слушает. Он что-то такое знает о себе, когда говорит:

« Нет, нет, мне надо развивать  свои  способности. Иначе это будет большим грехом».

Да есть такой грех у людей, о нём сказано в Библии: зарыть талант в землю — грех перед Богом. Отец часто по вечерам читал Хансу Кристиану Библию и толковал, как мог.

Непросто людям с Андерсеном. Его поведение вызывает удивление, недовольство, но уже через несколько минут общения с ним — почти у всех безотчётную симпатию. Один из его биографов писал:

«Огромные силы, движущие этой пламенной душой,  непосредственно  влияли на людей, словно излучение, от которого невозможно укрыться. Никто не мог устоять против искренне добрых, умоляющих глаз и отделаться от наивной назойливости, которая не останавливалась ни перед какими соображениями — он в высшей степени нуждался в помощи, для него это был попросту вопрос жизни, и он обладал безоговорочной уверенностью, что заслуживает помощи и что Дания создана, чтобы ему помочь. Его невозможно было оттолкнуть …».

Через год его имя станет известно всему Копенгагену. Его знают артисты и политические деятели, офицеры и даже советник короля. Они принимают его у себя и принимают участие в его судьбе. Скоро о нём заговорили как о молодом даровании, способном принести славу Дании. Все эти важные особы озабочены тем, чтобы талантливый юноша получил хорошее образование. Об Андерсене уже знает сам король. Для Ханса Кристиана готово место в престижной гимназии. И ничего, что в классе он намного старше своих соучеников. Дело в другом: гимназист Андерсен по-прежнему «гадкий утёнок».

Он одинок, потому что странный, потому что некрасивый, потому что часто выпадает из реальности и не может ответить на простые вопросы. Именно в гимназические годы Ханс Кристиан принимает решение стать профессиональным писателем и доверить чистому листу бумаги свои необыкновенные фантазии. В скором времени в одном из журналов появится его первая повесть, которая поразила читателей своей необычностью. Её героями были кошка, сочиняющая стихи и обитатели звезды Сириус.

В Дании появился новый плодовитый писатель: каждый год появлялись на свет романы, повести, путевые очерки, пьесы. Несмотря на то, что его романы наполнены излишней, уже немодной, чувствительностью, а пьесы слишком громоздки, Андерсен популярен и востребован. Лучше всего у него получались путевые очерки, в которых отразилась страсть Ханса Кристиана к путешествиям.

Андерсен действительно стал знаменит. Книгоиздатели всей Европы соревнуются за право первыми заполучить его рукопись. Журналисты зачислили его в разряд выдающихся писателей современности, а критики называли его лучшим писателем-импровизатором. Его творческий метод отличался внезапностью. Он никогда не собирал материал, не имел заготовок в виде записных книжек. Он не знал, ещё час назад, о чём он будет писать. Мысли, впечатления, мечты и фантазии бурлили в его голове. Андерсен был отзывчив на любой толчок извне.

Как мы уже говорили, Ханс Кристиан любил путешествовать, а где путешествия, там и новые знакомства с людьми. На первый же свой  гонорар молодой писатель предпринял  путешествие по Европе. Его врождённая непосредственность и приобретённая известность позволили ему без стеснения знакомиться с европейскими знаменитостями. В Париже он познакомился с Виктором Гюго, с артисткой Рашель, с Бальзаком и Александром Дюма. В Лондоне встретился с Чарльзом Диккенсом. Для него играли Лист. Мендельсон, Вагнер, Шуман и Россини. Такие знакомства Андерсен считал не только естественными. Но просто необходимыми. Блеск ума и таланта великих современников наполнял его ощущением жизненной свежести, вдохновлял и будоражил. Почти всех своих друзей он поражает своей странностью. Но он так доверчив и доброжелателен, что странности не мешают дружбе.

Он выполнил обещание, данное когда-то матери: он стал знаменит. Прожил большую жизнь. Умер в 1875 году в Копенгагене. Во многих европейских городах есть памятники датчанину Хансу Кристиану Андерсену.

А теперь скажите, кто читал хоть один роман Андерсена? Возможно, какой-то историк литературы, специализирующийся по творчеству этого замечательного датчанина. Огромный пласт его творчества действительно устарел и уже давно неинтересен. Никто из образованных современников Андерсена и даже он сам не могли представить, что бессмертным его сделают сказки и истории. Благодаря им, Дания станет великой литературной державой. Ханс Кристиан к сочинению сказок долго относился как к литературной забаве и только к концу жизни он поймёт, что именно в них он велик и бессмертен. Сказки и истории Андерсена не устареют никогда. Они чудесным образом вместили в себя весь мир человеческих отношений, и гармоничных, и противоречивых.

Благодаря Андерсену, каждое новое поколение ещё в детском возрасте учится любить, заботиться о ближнем, не унывать, верить в своё предназначение. С возрастом люди читающие понимают, что сказки Андерсена, это мудрые притчи, в которых зашифрованы библейские смыслы. Вот что писал о сказочнике знаменитый Константин Паустовский:

«Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Кристианом Андерсеном. Случилось это в зимний вечер 31 декабря 1899 года — всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. Весёлый датский сказочник встретил меня на пороге нового века… Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые. Это я понял гораздо позже. Понял, что мне просто повезло, когда я в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня светлой вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом. Тогда я уже знал пушкинские слова:

„Да здравствует солнце, да скроется тьма!“ — и был почему-то уверен, что Пушкин и Андерсен был и закадычными друзьями и, встречаясь, хлопали друг друга по плечу и смеялись“».

Да, действительно, в „солнечности“ нашему Пушкину и датскому Андерсену не откажешь. И огромное им за это человеческое спасибо.

Многие современные произведения литературы, российской и зарубежной, обжигают своей актуальностью, поражают точно увиденными приметами времени. Они у всех на устах. Но проходит год, и они уже пылятся на полках магазинов, а купившие их и раз прочитавшие уже не знают, как освободиться от этих книг, так быстро превратившихся в макулатуру. Между тем, почти в каждой российской семье есть томик сказок и историй Андерсена, который лежит-лежит в шкафу, но, как только в доме появляется малыш, достаётся с полки книга и читаются вслух сказки про гадкого утёнка, принцессу на горошине, снежную королеву.

А если ребёнку рассказать ещё и об удивительной жизни великого сказочника, о его трудном детстве, о насмешках товарищей, о вере в своё предназначение, это укрепит душу маленького человека и поможет ему во взрослой жизни реже обманываться, видя перед собой „голых королей“, не давать воли своей „тени“, верить до конца, что такая любовь, как у Герды может спасти „заблудившееся сердце“, а для этого надо быть „стойким оловянным солдатиком“.

Сказки Андерсена переведены на многие языки мира. Дания, благодаря Андерсену, стала навсегда великой литературной державой.

 

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА