Алексей Саврасов «Весна. Грачи прилетели», 1872 год | Epoch Times Россия
Алексей Саврасов «Весна. Грачи прилетели», 1872 год

А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

Высочайший образец пейзажной живописи
Автор: 12.03.2022 Обновлено: 12.03.2022 10:00
Ученик художника Алексея Саврасова, замечательный русский живописец Константин Коровин, в своих воспоминаниях цитировал своего учителя: «В Швейцарии я был, был и в Италии. Прекрасно. Но кому что. А мне, конечно, в России нравится. В России природа поёт, разнообразие: весна какая…»

Среди русских художников, сопряжённых в нашем сознании с открытием и утверждением образов родной земли и русской весны, имя Алексея Саврасова мы произносим с особой благодарностью.

Вот уже полтора столетия его картина «Грачи прилетели» по праву считается высочайшим образцом пейзажной живописи. Всякий из нас с детства знает эту обаятельную картину, повествующую о приходе весны.

Алексей Кондратьевич Саврасов родился в мае 1830 года в Москве в семье небогатого московского мещанина. Будущий знаменитый пейзажист учился в Московском училище живописи и ваяния по классу пейзажной живописи.

После окончания училища и получения звания художника Саврасов становится преподавателем этого учебного заведения. Он ведёт класс пейзажной живописи. Его самые знаменитые ученики — это Исаак Левитан и Константин Коровин.

Алексей Саврасов стоит у истоков создания Товарищества передвижных выставок. Его полотно «Грачи прилетели» было представлено на Первой передвижной выставке в 1871 году.

Эта картина была выделена критиками и ценителями живописи. Она явилась этапов в развитии русской пейзажной живописи. Картина привлекла новизной и смелостью и вместе с тем удивительной простотой сюжета.

Художник Иван Крамской, лидер передвижников, отмечал: «Пейзаж „Грачи прилетели“ есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но всё это лишь деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах“».

Первый этюд к этой картине писался в селе Молвитино Костромской губернии. Необычно название картины: «Грачи прилетели». В нём мы слышим радостное провозглашение наступления утра года человеком, которому внятен язык природы.

Серенький день. Это ещё и не весна даже, а лишь её приближение. Но «обещание» весны сквозит во всём. Корявые берёзки на окраине села, раскинувшегося на холме. Грачи, вестники весны галдят и суетятся, обновляя старые гнёзда и свивая новые. Воздух прозрачен и свеж. За дощатым забором, среди изб, возвышаются старинная церквушка и колокольня с облупившейся штукатуркой стен.

В проталинах отражается голубое небо, проглядывающее из-за облаков. Потемневший снег на переднем плане кажется рыхлым и осевшим, а снег вблизи забора — мягкий розоватый.

Неяркий солнечный свет выбился из-за облаков, позолотил сугроб у забора, тронул розовой краской камень старинной колокольни, зажёг медь колоколов. Концы ветвей порозовели, молодые ветви тянутся вверх. Справа за лужей виден куст зацветающей вербы. Это для нас, русских, один из символов весны.

Верба в России — символ Воскресения, символ бессмертия жизни. Оживающие берёзы, в ветвях которых вьют гнёзда прилетевшие грачи, встрепенулись. Людей на картине нет. Саврасов нам показал не самого человека, а его присутствие: из трубы вьётся лёгкий дымок, там живут люди.

Картина наполнена ощущением жизни: радости ощущения возрождения природы причастны и птицы, и тающий снег, и кучевые облака, и голубой дымок над крышей, и люди, живущие в избах, и сам художник, сумевший передать нам своё весеннее настроение.

Может быть, ещё ударит мороз, но год уже повернулся на весну. И мы снова радуемся, ждём и надеемся. Жизнь будто снова начинается. Прилетевшие грачи хлопочут о будущем. Незамысловатый уголок природы на картине Саврасова приобретает волшебное своеобразие и начинает звучать как лирическое стихотворение Фёдора Тютчева:

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит.

….

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна,

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась.

Лариса Михайлова — филолог-преподаватель русского языка и литературы. Опыт работы — 40 лет. Окончила факультет русской филологии Самаркандского государственного университета. Специализация — журналистика. Публикуется в СМИ с 2005 г. С 2015 г. сотрудничает с The Epoch Times.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА