«Вид на руины терм Каракаллы. Сад иезуитов в Риме», 1779 год, автор Ричард Купер II и издатель Джон Бойделл. Офорт и акватинта коричневого цвета на листе бумаги 38 см на 52 см. Дар Якоба Кайнена, Национальная галерея искусств, Вашингтон. (Национальная галерея искусств, Вашингтон.) | Epoch Times Россия
«Вид на руины терм Каракаллы. Сад иезуитов в Риме», 1779 год, автор Ричард Купер II и издатель Джон Бойделл. Офорт и акватинта коричневого цвета на листе бумаги 38 см на 52 см. Дар Якоба Кайнена, Национальная галерея искусств, Вашингтон. (Национальная галерея искусств, Вашингтон.)

Акватинта — шаг искусства к широкой публике

Техника глубокой печати эффективно имитирует тонкие тона
Автор: 04.03.2022 Обновлено: 04.03.2022 10:59
В середине XVIII века европейские художники, поклонники искусства и коллекционеры стремились увидеть лучшие произведения искусства со всего континента в комфортных условиях своих студий, домов и кабинетов.

Гравюры вполне удовлетворяли эту потребность. По мере того как рос спрос на художественные эстампы, развивались инновации в гравюре.

Одним из таких нововведений была живописная техника гравюры, которую вы, вероятно, видели. Акватинта — это техника глубокой печати (включающая насечки на металлической пластине), используемая в сочетании с травлением, которая позволяет художникам эффективно имитировать тонкие тона туши, заливки и акварели.

Рена М. Хойзингтон, куратор и руководитель отдела старинных гравюр Национальной галереи искусств, объясняет в видеоролике для прессы, что акватинтовые отпечатки создаются с помощью канифоли (измельченная смола из сока деревьев), которая наносится на поверхность медной пластины. Под действием тепла канифоль сплавляется с металлом. Затем пластина помещается в ванну с кислотой, и кислота разъедает открытые участки меди, но канифоль остается нетронутой. Канифоль создает крапинки, которые при нанесении краски имеют различные оттенки.

Новаторы акватинты

В XVIII веке акватинта не была новинкой: художники в Нидерландах открыли эту технику печати еще в 1650-х годах. Но художники XVIII века подняли акватинту на новую художественную высоту.

Выставка Национальной галереи искусств «Акватинта: от истоков до Гойи» — первая в США выставка, посвященная развитию акватинты во Франции, Англии, Италии, Германии, Нидерландах и Испании. Посетители выставки смогут увидеть более 100 акватинтовых гравюр из коллекции музея и узнать, как эта техника способствовала развитию печати художественных произведений. А также, какое значение им придавали ценители искусства, туристических поездок и обучению рисованию. Гравюры несомненно способствовали развитию неоклассического стиля, зарождавшегося в то время.

Интересным аспектом выставки является то, что она знакомит с ключевыми художниками Европы, которые усовершенствовали процесс акватинты: художниками-гравёрами Франсуа-Филиппом Шарпантье и Жаном-Батистом Ле Принсом во Франции, Полом Сэндби в Англии, а также профессиональными печатниками Иоганном Готлибом Престелем и Марией Катариной Престель в Германии.

Отпечатки акватинты изготавливались разными мастерами. Художники-гравёры создавали гравюры собственных рисунков и картин, часто дорабатывая их в процессе, а профессиональные гравёры преуспели в подражании шедеврам.

Кроме того, любители делали отпечатки для удовольствия, изучая технику акватинты, чтобы углубить свои знания по истории искусства, копируя работы художников. Для них изучение процесса означало общение с художниками, чьими работами они восхищались и часто коллекционировали.

Франция — центр европейской культуры

Параллельно с Шарпантье шведский гравёр Пер Густав Флодинг (ставший впоследствии королевским гравёром Швеции) также совершенствовал этот процесс. Флодинг развивал свои навыки гравирования во Французской академии, когда ему было всего 16 лет, и именно Шарпантье учил его.

В 1762 году они разместили совместную рекламу во французском журнале, в которую вошли шесть их акватинт (по три от каждого художника), чтобы продвигать свои новые работы. Одной из тех, что были включены в рекламу, была акватинта Шарпантье «Персей и Андромеда». Гравюра, представленная на выставке, имитирует знаменитую одноименную мифологическую картину французского художника Карла Ван Лоо.

Эти двое активно популяризировали акватинту. Например, Шарпантье демонстрировал этот процесс, а также обучал художников этой технике. Одним из его учеников был печатник-любитель Жан-Клод Ришар, который также был известен как аббат Сен-Нон. Сен-Нон дарил свои гравюры влиятельным друзьям и знакомым. Среди них был дипломат и изобретатель Бенджамин Франклин. Сен-Нон даже показал Франклину, как делать акватинты, и предложил несколько в подарок друзьям.

«В 1770-х годах Жан-Батист Ле Принс установил планку для европейской акватинты», — говорит Хойзингтон.

Она игриво называет Ле Принса «первой знаменитостью акватинты», который скромно заявил, что он не изобрёл эту технику, а довёл её до совершенства. Как художник-гравёр, Ле Принс полностью контролировал свои отпечатки, часто совершенствуя композиции и процесс акватинтования в процессе работы.

Ле Принс использовал акватинту для создания портативных гравюр ради популяризации во Французской академии.

Его акватинты были успешны не только из-за виртуозного исполнения, но и благодаря их сюжетам. Шесть лет Ле Принс провёл в России, где успешно утолял растущее любопытство публики к вестернизации (проникновение западной культуры — Прим.ред.), создавая работы на основе русских сцен и сюжетов.

На выставке представлены несколько акватинт Ле Принса, в том числе «Рыбак», где рыбаки запечатлены в процессе ловли рыбы. Ле Принс мастерски создал чёткую, чистую пейзажную сцену, которую легко можно принять за акварельный рисунок.

Изысканная английская акватинта

Примерно через десять лет после успехов Ле Принса, влиятельный английский художник-пейзажист Пол Сэндби приступил к совершенствованию акватинты в Англии. Сэндби был одним из основателей недавно созданной Королевской академии художеств в Лондоне, и Хойзингтон считает Сэндби основателем акватинты в Англии.

По словам Хойзингтона, Сэндби находил акватинту более лёгкой и приятной, чем рисование. Его художественный талант проявился в акватинте, залитой лунным светом, под названием «Замок Карнарвон (Ночь)», которая считается первой акватинтой ночной сцены. Замок в Уэльсе существует, но сцена вымышлена. В этой гравюре Сэндби удалось передать самую тёмную из ночей, тщательно осветив воображаемую сцену пятнами огня, дыма и лунного света.

Немецкие печатники осваивают процесс

Тем временем в Германии в 1790-х годах супруги Иоганн Готлиб и Мария Катарина Престель, создавали самые удивительные акватинты, имитируя некоторые из самых блестящих работ, хранящихся в немецких коллекциях.

Хойзингтон особенно выделяет картину Марии Катарины «Триумф истины над завистью», считает её шедевром творчества Престель. Она точно воспроизвела картину вплоть до золотой краски. Инновационная гравюра демонстрирует глубокое понимание Престель акватинты и её уверенность в адаптации процесса для достижения поразительных живописных эффектов.

Хойзингтон объяснила, как Престель добилась такого результата. Престель использовала для гравюры две разные медные пластины. Первая пластина была протравлена и акватинирована, а затем отпечатана коричневой краской. Затем этот лист бумаги снова прошел через пресс, но на этот раз была использована другая пластина, которая была протравлена и на нее были нанесены охристые чернила. Пока бумага была ещё влажной после второго прессования, Престель посыпала отпечаток мелкой пудрой из сусального золота, чтобы имитировать золотую краску на оригинальной картине.

В Национальной галерее искусств хранится комплект из 36 отпечатков Престель; это третья серия, которую она составила в альбом. Хойзингтон любит объяснять, как этими гравюрами пользовались. На обратной стороне каждой гравюры указано название оригинальной картины и имя художника, в то время как на предыдущих гравюрах эта информация была на лицевой стороне, так что зрителям, должно быть, нравилось угадывать оригинальные работы.

К 1790-м годам трактаты и руководства по акватинте ещё больше упростили процесс изготовления оттисков. А в Англии техника акватинты стала обычным явлением в различных печатных работах — книгах для рисования, книгах о путешествиях и топографических картах.

Даже сегодня художники и полиграфисты изучают и используют технику акватинты для создания чудесных, живописных отпечатков. Эта многовековая техника печати продолжает существовать, несмотря на такие технологические достижения, как интернет, телевидение и оцифровка современной печати, которая заменяет первоначальную цель этих видов печати — распространение и популяризация изобразительного искусства.

Привлекательность техники акватинты в том, что она способствовала совершенствованию мастерства многих талантливых художников.

Информация о выставке «Акватинта: От истоков до Гойи» на сайте NGA.gov

Лоррейн Феррье пишет об изобразительном искусстве и ремесленничестве для газеты The Epoch Times. В центре её внимания — мастера Северной Америки и Европы, которые наполняют свои произведения красотой и традиционными ценностями. Особое внимание автор уделяет редким и исчезающим видам искусства.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА