А. И. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880. Холст, масло. 105 × 146 см. Ж-4191. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия. Общественное достояние | Epoch Times Россия
А. И. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880. Холст, масло. 105 × 146 см. Ж-4191. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия. Общественное достояние

Архип Куинджи. «Лунная ночь на Днепре»

Картина поразила всех и не только лунным сиянием
Автор: 09.03.2022 Обновлено: 09.03.2022 14:33
В Русском музее перед картиной Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» всегда много экскурсантов. Люди то подходят к картине близко, то отступают от неё.

Время от времени здесь можно услышать возглас: «Невероятно!» Действительно, это полотно невероятно по технике исполнения и красоте.

Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в бедной греческой семье. Свою фамилию он получил по прозвищу деда, который был ювелиром. «Куинджи» — татарское слово. На русский язык оно переводится «золотых дел мастер».

Будущий художник рано осиротел, воспитывался родственниками. Жизнь его была настолько бедна и тяжела, что он не успел окончить даже начальную городскую школу и пошёл работать.

Желание рисовать стало путеводной звездой его жизни. Эта страсть к рисованию привела его в Феодосию к художнику И. К, Айвазовскому. У знаменитого мариниста Куинджи брал первые уроки мастерства. Айвазовский не разглядел в юноше таланта, и обучение у него продолжалось всего несколько месяцев. Но в мастерской мастера Куинджи впервые понял, что такое настоящая живопись.

После пребывания в Феодосии будущий художник вернулся в свой родной Мариуполь и стал работать ретушёром в ателье местного фотографа. Этим же ремеслом он занимался в Одессе и Таганроге. Работа ретушёром помогала ему не забывать свою мечту — стать художником. Через несколько лет Куинджи приезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. По призванию он пейзажист. Большинство его полотен посвящено природе Крыма, Кавказа и Украины. Природа Украины изображена и на самом знаменитом полотне Куинджи. Это «Лунная ночь на Днепре».

Впервые полотно было представлено публике на выставке в 1880 году. Это было необычное событие — выставка одной картины. Стечение публики было огромным. Люди толпились у дверей, заполняли всю лестницу, ведущую в зал. Все газеты Петербурга анонсировали это событие. Современник писал:

«Положительно, я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, расцвеченное красками, выносили такое невероятное впечатление… Что это такое? Картина или действительность?»

Многие зрители заглядывали за раму, желая проверить, не скрыт ли за картиной источник света. Нет ли тут подвоха?

Итак, перед нами спокойно течёт величавый Днепр. Течение реки повторяет волнистые мягкие линии рельефы её берегов. Зеленоватая лента реки пересекает равнину. Над миром царит лунная ночь. Река светится под лучами луны. Земля у горизонта сливается с тёмным небом. В просвете между лёгкими облаками мы видим полную луну. Её свет отражается на водной поверхности.

Под лунным сиянием мы видим невысокие хатки со светящимися окошками, мы видим извилистые тропинки, ведущие к реке и чёрный силуэт мельницы. Линия горизонта сильно опущена вниз, поэтому большую часть картины занимает небо. Композиция картины проста и лаконична: только река, земля и небо.

Колорит картины играет важную роль. Художник в основном использовал два цвета: чёрный и фосфорический зелёный. Несмотря на лаконизм цветовой гаммы, картина не производит впечатления однообразия. Даже у чёрной краски, которой художник написал и небо, и равнину, есть оттенки, которые делают картину очень объёмной. Оттенки зелёного заставляют мерцать медленно текущие воды Днепра. Темно — и мы даже не видим, а чувствуем, какой огромный простор раскинулся под этим таинственным сияющим небом. Мы как будто слышим тишину этой лунной ночи, разлитую над плавными водами реки, над уснувшей степью.

Куинджи достиг небывалого эффекта освещения, виртуозного владения цветом и простоты композиции. «Лунная ночь на Днепре» поразила всех и не только лунным сиянием. Все, кто видел картину, уверяли, что по дрожащей ряби воды можно угадать направление течения, что от Днепра тянет свежестью, что слышно, как поют цикады.

Сегодня картина выглядит гораздо темнее, чем в первые годы существования. Куинджи много экспериментировал с красками, и не все они выдержали испытание временем. Но открытия художника обогатили русскую живопись новыми возможностями, которые нашли воплощение в творчестве других мастеров.

Несколько слов о судьбе картины. Её купил великий князь Константин Константинович Романов. Она настолько ему понравилась, что он решил взять её в морское путешествие. Знатоки живописи отговаривали Константина Романова, но безуспешно. Под воздействием солёного морского воздуха картина стала быстро темнеть, но не лишилась от этого своеобразия. До революции она находилась в коллекции великого князя. После национализации полотно оказалось в Русском музее Петербурга.

Лариса Михайлова — филолог-преподаватель русского языка и литературы. Опыт работы — 40 лет. Окончила факультет русской филологии Самаркандского государственного университета. Специализация — журналистика. Публикуется в СМИ с 2005 г. С 2015 г. сотрудничает с The Epoch Times.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА